Yunus Rajabiy Berta Davydova Viktor Uspensky Mukarram Turghunboeva
01 / 04

Yunus Rajabiy

02 / 04

Berta Davydova

03 / 04

Viktor Uspensky

04 / 04

Mukarram Turghunboeva

Область 2 - Исполнительское искусство

Область: Исполнительское искусство
Порядковый номер: 02.03.02

 

Сувора (от фарси «сувори» - всадник) – широко распространенное в Хорезме крупный вокально-инструментальный жанр, произведение вокального раздела цикла Хорезмские макомы (ашула йўли). В прошлом Сувора один из видов музыкального искусства суфийского течения, исполняемые певцом (гуянда) на религиозные тексты.

Область: Исполнительское искусство
Порядковый номер: 02.03.03

 

Накш (букв. – орнамент, песня, форма) - в узбекской традиционной вокальной музыке песня и лирическое вокальное произведение. В Ферганской долине распространенная свадебно-обрядовая песня-цикл, исполняемая мужчинами во время сопровождения жениха к дому невесты.

Область: Исполнительское искусство
Порядковый номер: 02.03.04

 

Развитые песенные жанры получили широкое распространение в узбекском вокальном искусстве; они разнообразные по жанровому составу, содержанию, по своей форме и мелосу. Для них характерны и своеобразие пения – более лирико-протяжное, напевно-кантиленное интонирование, артикуляция.

Область: Исполнительское искусство
Порядковый номер: 02.03.05

 

«Тановар» (от фарси – сильный, храбрый) – широко распространений в Узбекистане, в частности, в Ферганской долине вокальное и инструментальное произведение. Сам слово «тановар» состоит из двух слов – «тан» - тело или душа, «овар» - наслаждение, то есть «насаждение души».

Область: Исполнительское искусство
Порядковый номер: 02.04


Мысли и чаяния узбекского народа, его быт и нравы ярко отразились в его песнетворчестве, обусловив тематическо-жанровое разнообразие народных песен, которое функционирует в замкнутой социокультурной среде. Песнетворчество узбеков складывалось веками в зависимости от его социально-бытовых функций, социально-психологических особенностей этноса.

Область: Исполнительское искусство
Порядковый номер: 02.04.01

 

Фольклорное искусство, вобравшее в себя традиции изустного песнетворчества, имеет богатую историю. Об этом свидетельствуют, дошедшие до нас из далекого прошлого, археологические материалы древности, произведения восточной миниатюры и др. В музыкальном искусстве Узбекистана широкое применение получил термин "созанда" – буквально музыкант-инструменталист. Однако в Бухаре и близлежащих регионах с древних времен до наших дней оно подразумевает женщину, исполнительницу народных песен и танцев или группу певиц, которые своими песнями и танцами обслуживали свадебные торжества, в основном, женские, своим исполнительским мастерством радовали зрителей и гостей. Искусство бухарских созанда является значительным направлением музыкальной культуры, в частности, в их творчестве большое место отводилось исполнительству мавриги.

Область: Исполнительское искусство
Порядковый номер: 02.04.02

 

Узбеки представляют один из народов в мира, который имеет древнейшие культурные традиции. Эти традиции сформировались в глубокой древности, совершенствовались, видоизменялись, что привело к формированию художественно значительных образцов фольклорного искусства, которого отличает изустность, массовость и локальность. Каждый регион, каждая область Узбекистана привлекает своей жанровой системой и своеобразием исполнительских стилей. К таким относится и карсак, в прошлом распространенный в Джизакской, Самаркандской, Кашкадарьинской и Сурхандарьинской областях, как песенный и танцевальный жанр, а также определенная народная игра.

Область: Исполнительское искусство
Порядковый номер: 02.04.03

 

В традиционной культуре Узбекистана большое место занимают обряды, праздники с их многообразием обычаев, церемоний, ритуалов и традиций. Обряды, как и праздники, сочетают в себе все, что накоплено в культуре народа, отражают историческую жизнь определенной общественно-экономической формации и в известной мере формируют духовный мир нации.

Область: Исполнительское искусство
Порядковый номер: 02.04.04

 

В Хорезмской области Узбекистана исполнительница народных песен и народно-эпический сказаний, а также отрывков из дастанов и их песен называют халфа. Халфачилик – искусство халфа сформировалось и получило развитие в Хорезме в средние века. В ХIХ –ХХ века данное искусство приобретает свой статус и форму исполнительства, которое функционировалось женщинами на женской половине "ичкари". Позднее они стали обслуживать семейные торжества и народные праздники.

Область: Исполнительское искусство
Порядковый номер: 02.05

 

Танцевальное искусство Узбекистана, вобравшее в себя традиции устного народного творчества, песен и танцев, имеет богатую историю. Об этом свидетельствуют дошедшие до нас из далекого прошлого древние археологические находки, артефакты, настенные росписи дворцов и оссуарий, произведения уникального миниатюрного искусства средневековья (изображения танцующих женщин и мужчин в настенных росписях Топрак кала (Каракалпакстан), II –VI веков; наскальный рисунок «Танцующая женщина» кишлака Челак под Самаркандом V века; танец религиозного обряда выгравированное на камне Яккабога (Кашкадарьинская область) VII века; миниатюра Махмуда Музаххиба «Танцовщицы» и ряд миниатюр Камалиддина Бехзада, живописьца бухарской школы ХV-ХVI веков, имена танцоров в произведениях Алишера Навои (ХV век) и другие.

Spell check
Данный веб-сайт имеет систему проверки орфографии (Ctrl+Enter)