Мавриги
Область: Исполнительское искусство
Порядковый номер: 02.04.01
Фольклорное искусство, вобравшее в себя традиции изустного песнетворчества, имеет богатую историю. Об этом свидетельствуют, дошедшие до нас из далекого прошлого, археологические материалы древности, произведения восточной миниатюры и др. В музыкальном искусстве Узбекистана широкое применение получил термин "созанда" – буквально музыкант-инструменталист. Однако в Бухаре и близлежащих регионах с древних времен до наших дней оно подразумевает женщину, исполнительницу народных песен и танцев или группу певиц, которые своими песнями и танцами обслуживали свадебные торжества, в основном, женские, своим исполнительским мастерством радовали зрителей и гостей. Искусство бухарских созанда является значительным направлением музыкальной культуры, в частности, в их творчестве большое место отводилось исполнительству мавриги.
Мавриги – песенный цикл со своей спецификой и исполнительством, присущий музыкальным традициям Бухары. Традиции исполнительство называются мавригихонлик, исполняются женщинами-созанда или мужчинами-хонанда в сопровождении доиры. Изначально он сформировался и получил распространение в зрелый период средневековья (примерно ХVI-ХVII века) на территории Бухарского эмирата как музыкальное творчество иранцев, а затем стал популярным среди местного узбекского и таджикского населения.
Термин "мавриги" происходит от слова "маври", применяемый по отношению к иранцам, переселенным в Бухару в разное время из различных частей Хорасана – главным образом из Мерва (близ современного Мары, Туркменистана). Музыкальное творчество иранцев быстро распространилось среди жителей Бухары, совершенствуясь и видоизменяясь под влиянием местных традиций. В результате появился новый музыкальный стиль песнетворчества мавриги.
Мавриги – это цикл народных песен интенсивно развивавшийся в Бухаре в период ХIХ и начале ХХ века и в основном исполнявшийся в сопровождении доиры. Песни эти имеют куплетную форму, очень лаконичны и эмоциональны. Для них характерны небольшой диапазон, речитативно-распевный или песенно-распевный склад мелоса. Поэтический текст (чаще народная поэзия) охватывыает двустишие или четверостишие. Нередко мавриги предворяются декламированием стихов в форме «мухаммас» (пятистишие). Характерная особенность - импровизационность музыкально-поэтического текста. В пении главенствует запевала, а остальные подпевают строки или слова-рефрены. Исполнение мавриги открывается частью «Шахд» - небольшой, распевно-лирического и импровизационно-речитативного характера, мелодией на стихи классика восточной поэзии Хафиза. Затем от песни к песни темп ускоряется, исполнением более задорных и темпераментных песен разнообразного содержания, но часто любовно-лирического содержания. Причем пение на таджикском и узбекском языках.
Мавриги представляют собой художественную композицию со сменой разнообразных эмоционально-душевных состояний. Во время пения исполняются и танцы. В конце исполняются только ритмы-усули на доире – «Зангбози» (букв. «игра в занг», то есть танец; занг – бубенчик или колокольчик, ударный инструмент в виде браслета с бубенцами). Основные части исполнения называются Шахд («вступление»), Тараккиёт («развитие») и Пировард («развязка»), которые органически как цепочки связаны между собой.
Вступительная часть композиции «Шахд» начинается с пения лирико-протяжных песен импровизационного характера, далее песни (Якзарб, Даромади Чорзарб, Чорзарб, Гардон и др.) разнохарактерные, имеющие свой внутренний темпоритм, как бы напоминающий маленькую поэму. В ней лирические и драматические по характеру песни обретают своеобразное гармоническое слияние, которое постепенно приводит к началу эмоционального подъема. Развитие Тараккиёт представляет собой смену разнообразных душевных состояний, песни исполняются порывисто и импульсивно (Майдахони, Майда ғазал, Ёр-ёр, Бача-бача, Овардан, Муҳаммас и др.). Строение песен лаконично, различно как во внутреннем, так и во внешнем темпо-ритмическом соотношении. Характер мелоса этих песен вызывают приподнятое эмоциональное состояние. Заключение Пироварда представляет кульминацию – песни более темпераментные и подвижные в ритмическом отношении, усули доиры более сложные (Хуш омадан, Авж, Муҳаммас, Уфар, Зангбози и др.). Согласно народной философии, здесь представлено торжество духовности, когда индивидуальное мироощущение достигает гармонии и единства с Космосом. Такова сценическая композиция ансамбля "Мавриги", созданная при Бухарской областной филармонии (руководитель Ориф Атоев).
Чаще мавриги исполняется на свадьбах. В современном быту песни мавриги прочно вошли в репертуар специальных певиц – бухарских созанда, среди которых Тухфахон Пинхасова, Олима Хасанова, Хайдар Шодиев, Ориф Атоев, Мурод бобо Хасанов, Мавлуда Муродова, Рано Мусаева, Богдагул Тураева, Гулчехра Мамедова, семейный ансамбль Кадыровых (Машраб, Машкура и Мурод Кадыровы, которые продолжают традиции своей матери – Матлаб Раджабовой, известной бухарской созанда) и др. Традиции мавриги были возрождены и вошли в репертуар фольклорных ансамблей «Нозанин» и «Мохи ситора» (Бухара). В Сурхандарье получили распространение инструментальные мелодии «Мавриги» для сурная.