Yunus Rajabiy Berta Davydova Viktor Uspensky Mukarram Turghunboeva
01 / 04

Yunus Rajabiy

02 / 04

Berta Davydova

03 / 04

Viktor Uspensky

04 / 04

Mukarram Turghunboeva

Карсак

Область: Исполнительское искусство
Порядковый номер: 02.04.02

 

Узбеки представляют один из народов в мира, который имеет древнейшие культурные традиции. Эти традиции сформировались в глубокой древности, совершенствовались, видоизменялись, что привело к формированию художественно значительных образцов фольклорного искусства, которого отличает изустность, массовость и локальность. Каждый регион, каждая область Узбекистана привлекает своей жанровой системой и своеобразием исполнительских стилей. К таким относится и карсак, в прошлом распространенный в Джизакской, Самаркандской, Кашкадарьинской и Сурхандарьинской областях, как песенный и танцевальный жанр, а также определенная народная игра.

Карсак (букв. – хлопки в ладоши) – распространенный и популярный песенный жанр, а также песенный цикл и народный танец узбекского и таджикского населения Узбекистана, ныне представляющий собой музыкально-танцевальные традиции Самарканда. Карсак в прошлом песня, исполняемая мужчинами в кругу, сопровождаемый доирой, хлопками в ладоши и игрой. Поэтическими текстами служили народные слова или народная поэзия разнообразного содержания (в форме четверостиший). Песни эти куплетной формы, мелодии простые, узкообъемного диапазона. Развитие мелодии основано на повторности изначального мотива. Характер светлый, жизнерадостный, порой лирический. Песни карсак исполнялись на свадьбах, а также на массовых народных праздниках, гуляниях и обрядах. Песни эти сопровождались и танцами. Согласно письменным и устным источникам песни карсак сформировались в период зароастризма.

По своей структуре карсак – это и песенно-танцевальный цикл, исполняемый смешанной группой в сопровождении доиры с похлопыванием в ладоши, выполняя функцию определенного усуля-ритмоформулы. Используется народная поэзия разнообразного содержания (четверостишие). Они имеют куплетную форму, речитативно-распевный тип мелоса с небольшим диапазоном при равномерном метро-ритме. Песни эти очень лаконичны и эмоциональны.

Бешкарсак – это и песенный цикл карсак, объединяющий следующие формы песен – Яккарсак, Дукарсак, Секарсак, Чоркарсак и Бешкарсак (букв. – одноударный или один хлопок, далее два, три, четыре и пять хлопков). Характерная черта – импровизационность музыкально-поэтического текста. Каждая песня, сопровождаемая доирой и игрой, воспроизводится определенными стихотворными строками (бейтами) и жанрами терма-кошук с усулями «як карс» (один хлопок), «куш карс» (сдвоенный хлопок), «беш карс» (пять хлопков) и др. Цикл песен-игры «Бешкарсак» исполняется в кишлаках Ургутского района Самаркандской области во время свадеб и народных гуляний, а также во время весеннего праздника «Навруз», все действие длится 2-3 часа. Ныне традиции карсак составляют основу репертуара фольклорного ансамбля «Бешкарсак» Ургутского района Самаркандской области.

Карсак – танец-игра, исполняемый мужчинами, позднее смешанной группой участников, образуя круг. При этом танцевальный цикл, состоящий из двух частей – «Бешкарсак» и «Майда карсак». В составе игр-танцев «Якка карсак», «Куш карсак» и «Тез карсак» или «Узма карсак» (быстрый или без- отрывный). При этом каждый карсак сочетает в себе стих, песню и усул, связанный с танцевальными движениями. Хотя в каждой части используются более десяти напевов, усул карсак остается неизменным; при каждом движении оно сохраняется и повторяется измененый. При игре-танце карсак участники стоят параллельно друг другу или сидят, образуя круг или полукруг. В середине пританцовывает ведущий танцор, а остальные, созвучные ему, делают движения согласно основному ритму-усулу. В «Майда карсак» танец воспринимается как одно целое действие. В «Бешкарсак» меняется ритм, соответственно и танцевальные движения новые, разнообразные. Танец ведущего участника приобретает более темпераментный и воинственный характер (движения руками, ногами, грудью, плечами). Причем лицо танцующего олицетворяет радость (он танцует, делая разнообразные движения присидяя, стоя или с боку). Порой среди участников образуется и второй круг со вторым ведущим танцором (круг в круге). Оно приобретает форму состязательности. Остальные делает повороты, движения сидя-стоя, обороты в разные стороны согласно темпу и ритму-усулу, включающие бешкарсак (хлопки в форме 3-1-1). Характерная черта этих круговых танцев-игр – импровизационность, то есть каждый участник-импровизатор движений танца при учете пения и ритма-усуля. Число участников от 20 и более человек.

Элементы карсак восходят к охотничьим обрядам, позднее оно совершенствовалось и приобретает статус определенного зрелищного представления с песнями, стихами, танцами и игрой. В ХIV – ХVI веках карсак входит и в придворную культуры правителей. В конце ХVIII – начало ХIХ века игры-танцы карсак разделяются на две части. При этом «Майда карсак» охватывает обширный регион и становится одной из форм культуры населения долины (равнинных местностей). «Бешкарсак» сохраняется в горных районах. Регионы бытования карсак Джизахская, Самаркандская, Бухарская, Кашкадарьинская и Сурхандарьинская области Узбекистана. Ныне в определенных районах (Ургутский район Самаркандской области) «Майда карсак» является источником творчества и репертуара самодеятельных ансамблей песни и танца, а также фольклорно-этнографических ансамблей (фольклорный ансамбль «Бешкарсак» Ургутского района Самаркандской области). В профессиональных ансамблях, как танца «Бахор», песни и танца «Шодлик», использовались традиции танца карсак.

Spell check
Данный веб-сайт имеет систему проверки орфографии (Ctrl+Enter)