Yunus Rajabiy Berta Davydova Viktor Uspensky Mukarram Turghunboeva
01 / 04

Yunus Rajabiy

02 / 04

Berta Davydova

03 / 04

Viktor Uspensky

04 / 04

Mukarram Turghunboeva

Сувора

Область: Исполнительское искусство
Порядковый номер: 02.03.02

 

Сувора (от фарси «сувори» - всадник) – широко распространенное в Хорезме крупный вокально-инструментальный жанр, произведение вокального раздела цикла Хорезмские макомы (ашула йўли). В прошлом Сувора один из видов музыкального искусства суфийского течения, исполняемые певцом (гуянда) на религиозные тексты.

Сувора от слова «сувори»; согласно мнению мастеров ритм Сувора, его усуль доиры напоминает звуки ног лошади во время бега. Соответственно с этим в музыкальном творчестве получили бытования произведения как вокальные, так и инструментальные, связанные с лошадью. В настоящее время это вокальные произведения, вокально-инструментальные циклы, инструментальные мелодии, а также инструментальные и вокальные части Хорезмских макомов под названием Сувора – это пять крупных вокальных произведений и более двадцати производных Савти сувора и Уфари сувора.

Вокальные произведения Сувора исполняются на стихи классиков восточной поэзии, лирико-протяжного характера мелодией на основе простого ритма-усуля доиры на 2/4. Самый древний из них Она сувора – Мать сувора (Катта сувора или Тож сувора, её называют также Большая сувора или Венец сувора), исполняемых на стихи Машраба и Огахи с очень выразительно эмоциональной мелодией. Стиль пения Сувора – сольный с инструментальным сопровождением на танбуре, дутаре или таре с доирой. Среди значительных и распространенных вокальных произведений Чапандози сувора, Як парда сувора, Кажанг сувора, Кош (Хуш) парда сувора, Беш парда сувора, которые широко бытуют и стали массовыми в репертуаре певцов Хорезма. Савти сувора – широко распространенное вокальное произведение, а также цикл, включающий от 3 до 12 частей и более. В музыкально-исполнительской практике Хорезма бытование Уфари савти сувора и Гул уфари савти сувора.

В цикле Хорезмские макомы сувора являются частью вокального раздела Айтим йўли, которые исполнялись после основных шуъбе, Танимаком, Талкин, Наср. Усули их более сложные, в размере 13/4. Кроме того в сувора используются и простые усули в размерах 6/8, 3/4, 3/8. Популярен цикл Сувора, Савти сувора и Уфари сувора, очень контрастные и эмоциональные интерпретации жанра. При этом Сувора более сложное по форме, развитие мелоса основывается на вариантно-вариационном развертывание исходного напева, лирико-протяжный по характеру с использованием кульминацией-ауджей и распевов. Инструментальные сувора также отличаются своеобразием мелоса и усулей, например, Сувора I-III.

В Ферганской долине получили распространение как вокальные, так и инструментальные произведения Сувора для сурнай.

В исполнительской практике ХХ века известными певцами и бастакорами также созданы вокальные произведения Сувора, например, Сувора Камила (автор Камилджан Отаниязов), Сувора Корчмони (Хожихон Болтаев), Сувора Индамас (Кувондик Искандаров), Гожайи Сувора (Озод Ибрагимов), Ним парда Сувора (Рахматжан Курбанов) и др. Носителями традиций Сувора являются Хожихон Болтаев, Камилджан Отаниязов, Мадраим Шерози, Отажон Худойшукуров, Кувондик Искандаров, Матназар Худойназаров, Рахматжан Курбанов и др., в частности, в исполнительском творчестве Хожихона Болтаева более 50 Сувора. Среди певцов стало традицией – проведение состязаний по исполнению Сувора, так называемое Дийралашма, когда на основе одной мелодии (чаще Савти сувора) певцы должны петь разнообразные по содержанию поэтические тексты. На основе Сувора создаются и современные интерпретации эстрадного направления (Агабек Сабиров, Ульмас Аллаберганов и др.).

Spell check
Данный веб-сайт имеет систему проверки орфографии (Ctrl+Enter)