Накш
Область: Исполнительское искусство
Порядковый номер: 02.03.03
Накш (букв. – орнамент, песня, форма) - в узбекской традиционной вокальной музыке песня и лирическое вокальное произведение. В Ферганской долине распространенная свадебно-обрядовая песня-цикл, исполняемая мужчинами во время сопровождения жениха к дому невесты.
Особенности – использование народной поэзии, двуязычие – исполнение на узбекском и таджикском языках без инструментального сопровождения, сильным и высоким голосом. Музыкальные закономерности и стили пения отличаются своеобразием. Состав песенного цикла накш: Катта накш или накши калон (большой накш), Урта накш или накши мийона (Средний накш), Кичик накш или накши хурд (Малый накш), Терма накш или накши оддий (накши халки, букв. – простой или народный накш). Катта накш исполнялось ведущими певцами сольно без инструментального сопровождения, попеременно, высоким и сильным голосом в свободно ритмической манере, наподобие жанра катта ашула. Остальные накши пелись сольно-группой без сопровождения: терма накш в быстром темпе пелось группой, в унисон. При этом пение Катта накш более выразительное, яркое, эмоциональное, речитативно-распевное, движение постепенное с охватом вершины – кульминации. Остальные с небольшими интонационно-мелодическими построениями, но пение очень эмоциональное. Сохраняется в некоторых районах Ферганской области Узбекистана в исполнении народных певцов во время свадебного обряда.
Накш – развитое вокальное произведение, используемое как отдельное произведение или как часть вокального раздела цикла Хорезмские макомы, а также вокальное произведение Фергано-Ташкентских макомных циклов. В «Трактатах о музыке» ученых средневековья Накш совершенная музыкальная форма со своеобразием мелодических, ладово-ритмических и музыкально-поэтических построений, например, Накши Баёт – своеобразная сложная вокальная форма и жанр. Накши в макомах по своим особенностям соответствуют усулям Савт, чаще близкие интонационно и ритмически к вокальным частям, как Талкин или Наср, например, Сегох накши. В Хорезмских дутарных макомах (согласно хорезмской «танбурной нотации») приводятся ряд Накши, например, Накши Мискин, Накши Талкини Урганжи, Накши Садри Ирок и др. Носители традиций Мадраим Шерози, Камилджан Отаниязов, Рузимат Джуманиязов и др.