Yunus Rajabiy Berta Davydova Viktor Uspensky Mukarram Turghunboeva
01 / 04

Yunus Rajabiy

02 / 04

Berta Davydova

03 / 04

Viktor Uspensky

04 / 04

Mukarram Turghunboeva

ТАНЦЕВАЛЬНОЕ ИСКУССТВО

Область: Исполнительское искусство
Порядковый номер: 02.05

 

Танцевальное искусство Узбекистана, вобравшее в себя традиции устного народного творчества, песен и танцев, имеет богатую историю. Об этом свидетельствуют дошедшие до нас из далекого прошлого древние археологические находки, артефакты, настенные росписи дворцов и оссуарий, произведения уникального миниатюрного искусства средневековья (изображения танцующих женщин и мужчин в настенных росписях Топрак кала (Каракалпакстан), II –VI веков; наскальный рисунок «Танцующая женщина» кишлака Челак под Самаркандом V века; танец религиозного обряда выгравированное на камне Яккабога (Кашкадарьинская область) VII века; миниатюра Махмуда Музаххиба «Танцовщицы» и ряд миниатюр Камалиддина Бехзада, живописьца бухарской школы ХV-ХVI веков, имена танцоров в произведениях Алишера Навои (ХV век) и другие.

История донесла до нас названия многих танцев – «катта уйин» (большой танец) – многочастная сюита, включающая цикл ритмических фигур-усулей и связанные с ними комплекс определенных танцевальных движений, «хона базм уйин» (комнатные танцы), «дучава» (танец с двумя палками), «танец с пиалами»( с сосудом для питья чая), «танец с ложками», «танец с кинжалами», «танец на сундучке», «танец чайника», «кема уйин» (игра на лодке), «зангбози», «нагора уйин», «шоди», «замин бози», «ларзон», «лазги», «бухорча», «тановар», «фаргона рубойиси», «андижон полькаси» и др.

В прошлом танцы подразделялись на мужские и женские танцы. В Хорезме были распространены танцы, при котором исполнитель жонглирует горящими факелами – «Оташ уйин» (букв. – огненный танец), также оригинальные хивинские мужские пляски, аккомпанируя себе держа в руках своеобразные отполированные камни, наподобие кастаньет – кайрак. В Бухаре распространены женские танцы, в которых исполнительницы танцуют, не поднимаясь с колен. В самаркандских горных районах распространены танцы «Бешкарсак» (Пять хлопков), которые исполняются под сопровождение доиры (ударного инструмента) и хлопками (ударами в ладоши). В горных районах Сурхандарьинской области юноши пляшут, плотно сомкнув веки глаз, вытянув указательные пальцы рук, а женщины пляшут, отбивая ритм изукрашенными деревянными ложками. Сольные женские танцы Ферганской долины отмечены лиризмом, тонкими движениями рук и ног. А «андижанская полька» с музыкой известного мастера Орифа Ташматова (Ориф гармонь) отличается темпераментом, виртуозностью и накалом страстей.

В Республике Каракалпакстан, который входит в состав Узбекистана, проживают каракалпаки, которые заселились позже других национальностей. Каракалпакская танцевальная школа сильно отличается от остальных, особенно в коллективных танцах. В них (особенно в мужских движениях) присутствует движения подобные кавказским и румынским танцам, которые не наблюдается в других школах.

При всем различии стилей, жанровом разнообразии, многообразии исполнительских манер общий характер узбекского танца очень определен: его роднит точный ритм, четкая поступь, выразительность движений рук, где до филигранности разработанная система движений рук, ног и кистей рук делают танец необычайно выразительным.

Носители танцевального искусства Юсуп кизик Шакарджанов (1869-1959), Уста Алим Камилов (1875-1953), Тамара Ханум, Мукаррам Тургунбаева, Исахар Акилов, Галия Измайлова, Елизавета Петросова, Кундуз Миркаримова, Розия Каримова и др. внесли огромный вклад в дело возрождения и развития традиционного танцевального искусства.

Первый женский ансамбль народного танца «Бахор» (1957, руководитель Мукаррам Тургунбаева) возродил на сцене своеобразие народного танца с его локальными особенностями, раскрывая самобытность каждого региона в выразительном танце.

В настоящее время на территории Узбекистана насчитывается 5 локальных школ со своими традициями. Это:
• Фергана-Ташкентская школа;
• Бухарская школа;
• Хорезмская школа;
• Сурханская школа;
• Каракалпакская школа.

Каждая из этих школ имеют свои особенности в движениях, одежды, использования аксессуаров, ритма и музыки. В целях развития танцевального искусства Указом Президента Республики Узбекистан в 1997 году создано Объединение «Узбекракс» (Узбектанец), который имеет региональные отделения в областях Республики. Также, этим Указом создана Высшая школа национального танца и хореографии, которая готовит руководителей как профессиональных, так и самодеятельных коллективов.

В настоящее время на территории Узбекистана насчитывается десятки профессиональных и сотни самодеятельных танцевальных коллективов. Наилучшие самодеятельные коллективы удостоены звания «Народный танцевальный коллектив» (а детские «Примерный детский танцевальный коллектив). Звание дает право выделения бюджетных государственных средств по содержанию двух руководителей коллектива.

Spell check
Данный веб-сайт имеет систему проверки орфографии (Ctrl+Enter)