ТАНЦЕВАЛЬНОЕ ИСКУССТВО
Область: Исполнительское искусство
Порядковый номер: 02.05
Танцевальное искусство Узбекистана, вобравшее в себя традиции устного народного творчества, песен и танцев, имеет богатую историю. Об этом свидетельствуют дошедшие до нас из далекого прошлого древние археологические находки, артефакты, настенные росписи дворцов и оссуарий, произведения уникального миниатюрного искусства средневековья (изображения танцующих женщин и мужчин в настенных росписях Топрак кала (Каракалпакстан), II –VI веков; наскальный рисунок «Танцующая женщина» кишлака Челак под Самаркандом V века; танец религиозного обряда выгравированное на камне Яккабога (Кашкадарьинская область) VII века; миниатюра Махмуда Музаххиба «Танцовщицы» и ряд миниатюр Камалиддина Бехзада, живописьца бухарской школы ХV-ХVI веков, имена танцоров в произведениях Алишера Навои (ХV век) и другие.
История донесла до нас названия многих танцев – «катта уйин» (большой танец) – многочастная сюита, включающая цикл ритмических фигур-усулей и связанные с ними комплекс определенных танцевальных движений, «хона базм уйин» (комнатные танцы), «дучава» (танец с двумя палками), «танец с пиалами»( с сосудом для питья чая), «танец с ложками», «танец с кинжалами», «танец на сундучке», «танец чайника», «кема уйин» (игра на лодке), «зангбози», «нагора уйин», «шоди», «замин бози», «ларзон», «лазги», «бухорча», «тановар», «фаргона рубойиси», «андижон полькаси» и др.
В прошлом танцы подразделялись на мужские и женские танцы. В Хорезме были распространены танцы, при котором исполнитель жонглирует горящими факелами – «Оташ уйин» (букв. – огненный танец), также оригинальные хивинские мужские пляски, аккомпанируя себе держа в руках своеобразные отполированные камни, наподобие кастаньет – кайрак. В Бухаре распространены женские танцы, в которых исполнительницы танцуют, не поднимаясь с колен. В самаркандских горных районах распространены танцы «Бешкарсак» (Пять хлопков), которые исполняются под сопровождение доиры (ударного инструмента) и хлопками (ударами в ладоши). В горных районах Сурхандарьинской области юноши пляшут, плотно сомкнув веки глаз, вытянув указательные пальцы рук, а женщины пляшут, отбивая ритм изукрашенными деревянными ложками. Сольные женские танцы Ферганской долины отмечены лиризмом, тонкими движениями рук и ног. А «андижанская полька» с музыкой известного мастера Орифа Ташматова (Ориф гармонь) отличается темпераментом, виртуозностью и накалом страстей.
В Республике Каракалпакстан, который входит в состав Узбекистана, проживают каракалпаки, которые заселились позже других национальностей. Каракалпакская танцевальная школа сильно отличается от остальных, особенно в коллективных танцах. В них (особенно в мужских движениях) присутствует движения подобные кавказским и румынским танцам, которые не наблюдается в других школах.
При всем различии стилей, жанровом разнообразии, многообразии исполнительских манер общий характер узбекского танца очень определен: его роднит точный ритм, четкая поступь, выразительность движений рук, где до филигранности разработанная система движений рук, ног и кистей рук делают танец необычайно выразительным.
Носители танцевального искусства Юсуп кизик Шакарджанов (1869-1959), Уста Алим Камилов (1875-1953), Тамара Ханум, Мукаррам Тургунбаева, Исахар Акилов, Галия Измайлова, Елизавета Петросова, Кундуз Миркаримова, Розия Каримова и др. внесли огромный вклад в дело возрождения и развития традиционного танцевального искусства.
Первый женский ансамбль народного танца «Бахор» (1957, руководитель Мукаррам Тургунбаева) возродил на сцене своеобразие народного танца с его локальными особенностями, раскрывая самобытность каждого региона в выразительном танце.
В настоящее время на территории Узбекистана насчитывается 5 локальных школ со своими традициями. Это:
• Фергана-Ташкентская школа;
• Бухарская школа;
• Хорезмская школа;
• Сурханская школа;
• Каракалпакская школа.
Каждая из этих школ имеют свои особенности в движениях, одежды, использования аксессуаров, ритма и музыки. В целях развития танцевального искусства Указом Президента Республики Узбекистан в 1997 году создано Объединение «Узбекракс» (Узбектанец), который имеет региональные отделения в областях Республики. Также, этим Указом создана Высшая школа национального танца и хореографии, которая готовит руководителей как профессиональных, так и самодеятельных коллективов.
В настоящее время на территории Узбекистана насчитывается десятки профессиональных и сотни самодеятельных танцевальных коллективов. Наилучшие самодеятельные коллективы удостоены звания «Народный танцевальный коллектив» (а детские «Примерный детский танцевальный коллектив). Звание дает право выделения бюджетных государственных средств по содержанию двух руководителей коллектива.