Тановар
Область: Исполнительское искусство
Порядковый номер: 02.03.05
«Тановар» (от фарси – сильный, храбрый) – широко распространений в Узбекистане, в частности, в Ферганской долине вокальное и инструментальное произведение. Сам слово «тановар» состоит из двух слов – «тан» - тело или душа, «овар» - наслаждение, то есть «насаждение души».
Впервые данное слово использовалось в народном промысле, связанное с дублением кожи во время изготовления обувщиком традиционной обуви махси – ичиги. Самый трудный процесс работы, а также звуки «гич-гич» во время ходьбы и получили наименование «тановар». И создание песни также связано с ремесленником, который как бы является любовным посланием к своей любимой девушке – песня о невосполнимой любви.
«Тановар» - народная песня (использование народной поэзии), которая повествует о любви и трудно доступной встречи узбекской девушки со своим любимым: мои черные брови отрасли до бровей, страдания души вросли в мое сердце и т.д. В народном музыкальном творчестве сформировались варианты «Тановар», исполняемых под сопровождение дутара – «Қора соч», «Сумбула» (народные слова), «Энди сендек» (стихи Мукими); песни лирического характера с очень выразительной мелодией, которые стали основой для создания более сложных вокальных и инструментальных произведений аналогичного названия с локальными разновидностями, как «Тановар», «Адолат тановари», «Ёввои или Даъди Тановар», «Фарғонача шахноз или Фарғонача тановар», «Қўқонча тановар», «Марғилон тановари», «Наманган тановари», «Янги тановар» и др., которые стали популярными с народной среде. В ХХ веке получили распространение более 20 вариантов «Тановар». Причем «Тановар» не только произведение музыкального искусства, оно стало образцом создания стихов в узбекской поэзии, танца, а также произведений театрального и изобразительного искусства.
Многие певцы и бастакоры на основе первичного напева создали своеобразные и оригинальные версии «Тановар», которые отличаются по содержанию, форме и особенно яркой мелодичностью, и манерой пения. Напев значительно обогатился за счет развития мелоса с использованием вокальной орнаментики и распевов, яркая и выразительная мелодия привносит слушателю эмоциональное наслаждение и сладкое почитание от восприятия музыкально-поэтического содержания. В развитых песенных формах «Тановар» нашли отражение духовная красота узбекской женщины. Мелодии этих песен начинают постепенно развиваться со среднего регистра (диапазон мелоса расширяется интонационно-мелодически) и доходит до выразительно-эмоциональной кульминации – ауджа. В каждом образе отражается духовный мир человека. «Тановар» в процессе своего развития обогатился своим жанровым составом – народная песня (Кора соч), вокальное произведение в жанре ашула (Энди сендек, Адолча), катта ашула (Ёввои тановар), эстрадная песня (Тановар), цикл песен (Тановар I-V), вокальное произведение в жанре ашула бастакоровского творчества (Улкун жонон – Б.Мирзаева, Ёввои тановар – Дж.Султанова, Тановарни тинглаб – А.Исмаилова) и др.
«Тановар» - популярное и широко распространение в исполнительском искусстве инструментальное произведение для дутара, танбура, гиджака, чанга и т.д., например, «Қўқон тановари» для дутара, «Тургун тановари» для дутара, танбура и сато – произведение в интерпретации известного музыканта Тургуна Алиматова, «Гулбаҳор и тановар» для чанга (основу мелодии Гулбахор составляет напев из макома «Дугох-Хусайни IV»). Кроме того, Тановар – это наименование музыкальной формы и усуля (рифмоформулы, используемое в ряде произведений, например, «Каландар I» или «Сояи»), а также название настройки дутара «Тановар сози».
«Тановар» - это популярный узбекский танец, впервый исполненный на сцене Мукаррам Тургунбаевой в 40-е годы ХХ века и ставшего символом женского танца в танцевальном искусстве Узбекистана. При этом мелодия этого произведения начинается в верхнего регистра и доходит до своего напева тановар, которая развивается в сочетании музыки и танцевальных движений. Мелодия сопровождается инструментальным ансамблем. Каждое движение танца – это как бы выражение женской души, повествующий о своей любви. Художник-монументалист Б.Джалалов создал произведение «Тановар» (концертный зал «Бахор» ).
В ХХ веке «Тановар» был записан Н.Мироновым, В.Успенским, Е.Романовской, Ю.Раджаби и др. Композитор А.Козловский в 1936 году записал «Тановар» в исполнении Халимы Насыровой, известной певицы Узбекистана, сочетающая в своем творчестве, как традиционное пение, так и оперное искусство. Обработав её, создал оригинальное вокальное произведение «Тановар» для голоса и симфонического оркестра (оно было исполнено Х.Насыровой с симфоническим оркестром, дирижировал А.Козловский). «Тановар» стало для композитора лейтмотивом его творчества и в дальнейшем А.Козловский создал симфоническую поэму «Тановар» (1940) и балет «Тановар» (1971), в основе которых традиционный напев. На основе «Тановар» созданы вокальное произведение Т.Садыкова для голоса и оркестра с аналогичным названием, М.Бурхановым на основе песни «Энди сендек» создана оригинальная обработка для четырехголосного хора а капелла. «Тановар» также используется в опере М.Ашрафи и С.Василенко «Буран». А.Набиев создал оригинальное произведение "Тановар" для фортепиано.
«Тановар» - пользуется огромной популярностью и стало массовым, занявшее место в репертуаре многих певцов и музыкантов, в творчестве узбекских бастакоров и композиторов.