Yunus Rajabiy Berta Davydova Viktor Uspensky Mukarram Turghunboeva
01 / 04

Yunus Rajabiy

02 / 04

Berta Davydova

03 / 04

Viktor Uspensky

04 / 04

Mukarram Turghunboeva

Мумтоз ашула и ялла

Область: Исполнительское искусство
Порядковый номер: 02.03.04

 

Развитые песенные жанры получили широкое распространение в узбекском вокальном искусстве; они разнообразные по жанровому составу, содержанию, по своей форме и мелосу. Для них характерны и своеобразие пения – более лирико-протяжное, напевно-кантиленное интонирование, артикуляция.

Также характерен постепенный охват всего диапазона, тесная связь слова и мелоса, использование традиционной певческой орнаментики, эмоциональная насыщенность, наличие высокой кульминации – ауджа, сольная манера интерпретации со своеобразием инструментального сопровождения (певцы сами аккомпанирует себе игрой на танбуре, дутаре или таре). Основными жанрами являются мумтоз ашула и мумтоз ялла.

Мумтоз ашула – лирико-протяжный песенный жанр изустно-профессионального творчества; тематика – любовная лирика, философия, дидактика (используются стихи классиков восточной и узбекской поэзии, написанных в стихосложении аруз). Характерные особенности – стиль пения сольный с инструментальным сопровождением, развитая песенно-распевная мелодия с широкой напевностью и объемностью, с использованием певческой орнаментики и распевов, сквозная куплетная форма при наличии кульминации – ауджа в высоком регистре, значительная техника интерпретации. Сама природа лирических песен подразумевает индивидуальное выражение чувств – своеобразный разговор наедине с любимой или Богом. Отсюда высокий, возвышенный тонус поэтического текста и мелодическая красота напевов, основанная на закономерностях традиций восточного певческого искусства, при котором максимальный эффект достигается минимальными средствами за счет музыкальности и мастерства исполнителя. Жанровые разновидности мумтоз ашула: в Бухаре – халк ашула и мухаммас, в Ферганской долине ашула, катта ашула, ёввои ашула; в Хорезме – сувора и накш. Ашула с религиозным и дидактическим содержанием – муножот, наът, каландар, хонакои, ҳамд, манзума и др.

Мумтоз ашула занимает значительное место в традиционной музыке и в бастакоровском творчестве. Например, «Адолат тановари», «Муножот», «Гиря», «Адашканман», «Ёлгиз», «Коматинг», «Курд», «Ол хабар» в жанре ашула; а также вокальные произведения в жанре ашула узбекских бастакоров, как «Куйгай» (Ю.Раджаби), «Сенсан севарим» (О.Хотамов), «Найлайин» (Дж.Султанов), «Эй, чехраси тобоним» (Ф.Садыков), «Диёримсан» (К.Джаббаров), «Бир ишва билан» (М.Муртазаев), «Гулузорим» и «Курбон улам» (А.Абдурасулов), «Качон булгай» (М.Мирзаев) и др. в репертуарах узбекских певцов.

В исполнительском искусстве также получили распространение циклы ашула, например, «Тановар I–V», «Каландар I–V», «Эшвой-Эшвой курд-Эшвой туркман», «Каландари-Самандари», «Дилхирож-Синахирож» и др.

 

Mumtoz ashula yalla medium 2Ялла – песенно-танцевальный жанр узбекского вокального творчества, широко популярный и распространенный в Узбекистане. Основная тематика – любовная лирика, отсюда использование стихов классиков восточной и современной узбекской поэзии; стиль пения – сольный с инструментальным сопровождением. Мелодии ялла более развитые, песенно-распевные, характер их светлый, жизнерадостный, танцевальный. С точки зрения музыкально-поэтического содержания для мумтоз ялла характерен традиционно-фольклорный пласт музицирования и современный, обобщающие интонационно-мелодические средства лирической песенности, в которых, как правило, сохраняется инерция интонационно-ритмического развития. Мумтоз ялла намного отличается от широко распространенных фольклорных песен в жанре ялла, в которых использовались народная поэзия и сольно-группой стиль пения в сопровождении доиры или дутара. Куплетная форма, где солист-певец пел запев, а припев – вокальная группа, в унисон. Использование более танцевальных и подвижных ритмов-усулей придают песне эмоциональность восприятия (ялла в народе обозначает «пение с танцем»), например, «Яллама ёрим», «Хо-хо ялла», «Кизгина» и др.

Волнообразный интонационно-мелодический профиль, постепенное охват вершины-кульминации путем длительного нагнетания, усиления роли речевой интонации, ритмо-усульной пульсации – это приемы характерные для песен мумтоз ялла. Традиционные для узбекских песен куплетная, а также форма с ярко выраженными признаками сквозного развития в рамках куплетности, получают здесь индивидуальное преломление, обогащаясь новыми вариантами. Это связано, с одной стороны, с его глубокой национальной почвенностью, корни которого следует искать в древнейших пластах обрядового фольклора, а с другой – в изустно-профессиональном песнетворчестве со специфической манерой интерпретации. Развитие классической поэзии и традиционной певческой культуры привели к формированию ялла и ашула с использованием всех средств музыкальной выразительности. В узбекском исполнительском искусстве жанр ялла занимал значительное место в репертуарах известных певцов Узбекистана, как Мамурджан Узаков, Таваккал Кадыров и др., которые и были популяризаторами ялла среди широкой массы слушателей, например, «Калам кошлигинг» (или «Жонон буламан» - Тонкобровая), «Мустахзод» (творчество М.Харратова), «Догман», «Суратинг», «Парво этиб кет», «Якка бу Фаргонада», «Кузларинг» (творчество М.Мирзаева) и др.

В Намангане женщинами - яллачи (исполнители песен ялла) на семейных торжества пелись циклы ялла с доирой (контрастные - Катта ялла и Кичик ялла). В исполнительской практике получили распространение и циклы жанров ашула и ялла, как «Ёр истаб» (ашула) и «Мустахзод» (ялла), «Фаргона рубоиси» и др. В настоящее время жанр ялла интерпретируется и в эстрадном направлении.

Spell check
Данный веб-сайт имеет систему проверки орфографии (Ctrl+Enter)