Yunus Rajabiy Berta Davydova Viktor Uspensky Mukarram Turghunboeva
01 / 04

Yunus Rajabiy

02 / 04

Berta Davydova

03 / 04

Viktor Uspensky

04 / 04

Mukarram Turghunboeva

Обрядовые песни

Область: Исполнительское искусство
Порядковый номер: 02.04.03

 

В традиционной культуре Узбекистана большое место занимают обряды, праздники с их многообразием обычаев, церемоний, ритуалов и традиций. Обряды, как и праздники, сочетают в себе все, что накоплено в культуре народа, отражают историческую жизнь определенной общественно-экономической формации и в известной мере формируют духовный мир нации.

Обряд является важнейшим компонентом традиционной и духовной культуры народа, он выступает как важный этнографический фактор, в определенной мере, отличающий один народ от другого. Обряд составляет этническое лицо нации, являясь одним из его этнических символов. Наряду со многими атрибутами, музыка и пение являются одной из ценных областей духовного опыта, которых отличает богатство стилей, манера исполнительства, тематика и содержание.

Обрядовая музыка древнейший пласт традиционной культуры. Именно с обрядами связано приобщение человека к народному творчеству – песням, танцам, народным играм, зрелищным действиям и пр. При этом музыка и пение становятся главным атрибутом любого обряда. Обрядовое песнетворчество – это музыка и пение непосредственно участвующая в проведении обрядности и исполняемая во время обрядовых действий. К ним относятся календарно-обрядовые, свадебно-обрядовые песни, похоронно-поминальные и культово-ритуальные песнопения. Для каждого характерны своя специфика и содержание, музыкально-поэтические закономерности и особенности исполнительства с учетом локальности и вариантности.

К календарным относятся песни, связанные с временами года, явлениями природы и трудовыми процессами, то есть с обрядами «вызывания дождя, ветра и снега» - самобытные песни-призывы (Суст хотин, Шамол чакириш, Чой момо, Кор келди), первого цветка (Бойчечак, Бинафша), первой борозды (Куш хайдаш, Шохмойлар, исполняемых мужчинами сольно без сопровождения, громким и открытым голосом), жатвы (Майда, Обло барака), а также праздниками, как Навруз (ритуальные, церемониальные, праздничные, ритуальные), исполняемых сольно или группой – (Салом Навруз, Муборакбод, Йил боши, Сумалак); песни-колядки, связанные с восточным календарем – своеобразные обходные песни, исполняемые в прошлом взрослыми, позднее группой детей (Рамазон или Ё раббим).

Самый обширный и многообразный пласт семейно-бытовая обрядовая музыка, связанная с жизненным циклом человека – от рождения через совершеннолетие и создания семьи вплоть до его смерти, то есть человеческая жизнь связана с возрастно-жизненным циклом – мучаль (12-летняя цепочка). Сюда входят свадебно-обрядовые песни с разнообразием выразительных средств и исполнения, выполняющие различные функции – поздравления, шествия, величания, назидания, приветствия и др., где основными песенными жанрами являются «муборак» (поздравления – Той муборак, Той бошлови, Ал муборак), «кутлов» (приветствия – Хуш келдингиз, Келин и куёв кутлови), «ёр-ёр и улан» (шествия и величания – Ёр-ёр, Улан), «келин салом» (приветствия и назидатия – Келин салом, Чор салом, Хазор али), «айтишув» (корильные – Муборак, Байтхонлик, Лапар – групповые песни-состязания в форме двух или четырёхстиший), «хайрлашув» (прощальные – Той жавоби, распространенные в Хорезме, оповещающий песней об завершении свадебного пиршества обряда бракосочетания - Никох той). По случаю рождения ребёнка и проведения «торжества у колыбели» - бешик той, исполнялись колыбельные песни (Алла или Она алласи, песни импровизационной формы). Свадебные песни всегда пелись с инструментальным сопровождением с речитативно-распевными и песенными типами мелодий, разнохарактерных и многообразием манеры пения. Для ряда регионов характерно бытование самобытных свадебных песен и даже циклов, как для Бухары – Мавриги, для Самарканда – Карсак, для Ферганской долины – Накш, Шомуборак, Устози сартарош.

Основным жанром похоронно-поминальной обрядности является плач-причитание – Йиги или Йуклов, чаще исполняемые женщинами сольно или группой без инструментального сопровождения в лирико-драматическом и эмоциональном возпроизведении. К похоронным также относятся песенный жанр Марсия (посвящение) и песнопения Садр. Семейно-бытовая обрядность врачевания больных детей включает Бадик – песня-речитация в сольной интерпретации женщинами.

История обрядов свидетельствует, что они, как образно-символическое, художественно-словесное или музыкально-поэтическое оформление важнейших событий жизни общества и личности, имеют непреходящее значение. Религиозные верования представления никогда не являлись стержнем жанров народного творчества, но, несмотря на это, в них прослеживаются наслоения древних мифологических образов, постулатов ислама. Религиозный ритуал и обряд включает культово-ритуальную музыку, связанная с древнейшими культами, как шаманизм (обряд врачевания с песнопениями «Куч» или «Кайтарма», букв. – изгнание), с мусульманским богослужением (азан, Коранопение, зикр, мавлюд), с вокальными произведениями религиозного содержания ( муножот, наът, каландар, хонакои и др.) – это сфера изустно-профессионального творчества и в основном вокальная без инструментального сопровождения, начиная от мелодекламации Азана до распевно-декоративных Тажвид.

Обрядовые песни и песнопения сопровождают человека с первых дней рождения (колыбельные «алла», бытовые «азан») и до последних его дней (похоронные «йиги»), и даже память о нем дольше всего сохраняется в песнях («марсия», «наът»). Обрядовая музыка узбеков была предназначена для определенного обряда и исполнялась в конкретные дни года и по тому или иному поводу: календарь, быт и род (рождение, свадьба, смерть), болезни, стихийные бедствия, религиозные действия. Неразрывная связь в обряде музыки, слова и действия определяла не только содержание произведений, соответствующих тому или другому этапу обрядовых ситуаций, но и их структуру, музыкально-поэтические закономерности и стиль исполнения.

Современное бытие обрядовых песен – это не только охрана, сохранение и развитие исполнительских традиций, но и преемственность, живое творческое воплощение. И оно связано с экспедиционной практикой – аудио-визуальная и нотная запись образцов обрядовой песенности; популяризация через радио и телепередачи, фильмы; проведения конкурсов, фестивалей (фольклорных ансамблей, исполнителей алла и свадебных песен), конференций, издания книг, сборников и дисков, научно-исследовательская деятельность. Обрядовые песни являются источниками новых музыкальных произведений бастакоровского и композиторского творчества Узбекистана.

Spell check
Данный веб-сайт имеет систему проверки орфографии (Ctrl+Enter)