Yunus Rajabiy Berta Davydova Viktor Uspensky Mukarram Turghunboeva
01 / 04

Yunus Rajabiy

02 / 04

Berta Davydova

03 / 04

Viktor Uspensky

04 / 04

Mukarram Turghunboeva

Халфачилик (искусство Халфа)

Область: Исполнительское искусство
Порядковый номер: 02.04.04

 

В Хорезмской области Узбекистана исполнительница народных песен и народно-эпический сказаний, а также отрывков из дастанов и их песен называют халфа. Халфачилик – искусство халфа сформировалось и получило развитие в Хорезме в средние века. В ХIХ –ХХ века данное искусство приобретает свой статус и форму исполнительства, которое функционировалось женщинами на женской половине "ичкари". Позднее они стали обслуживать семейные торжества и народные праздники.

Халфа - это женщина-исполнительница народных песен и инструментальной музыки, одновременно эпическая сказительница и поэтесса в Хорезмском оазисе, вобравшие в себя традиции устного народного творчества. По роду деятельности они подразделяются на следующие: халфа сози (халфа музыкант) – исполнительница народных инструментальных мелодий; халфа ёдоги (харфа певица и поэтесса), исполняющая народные песни на свадьбах и торжествах, одновременно сопровождает свое пение игрой на музыкальном инструменте; халфа китоби (халфа книжница, читающая старинные книги религиозного содержания на траурных (поминках) и ритуальных (мушкулкушод - букв.облегчение) мероприятиях); халфа достончи (халфа сказительница), халфа раккоса или уйинчи (халфа танцовщица).

В Хорезме получили два направления исполнительства халфа – ансамблевое и сольное. Ансамблевое включает в себя ведущую исполнительницу, которая исполняет песни в сопровождении гармони (русская диатоническая гармонь, которая бытует в Хорезме с ХIХ века и именуется как и нструмент "кул соз"), доиристку (сопровождает пение игрой на доире, иногда выступает как танцовщица) и танцовщицы (сопровождают пение танцами, танцуют с кайрак (кастаньеты), порой подпевают и играют на доире). Ансамблевое исполнение халфа более распространенное в Хорезме. Они желанные участники семейных торжеств – свадеб, народные праздников и гуляний, женских вечеринок. Именно халфа ёдоги открывают свадебное пиршество – никох той (обряд бракосочетания), исполнением свадебно-обрядовых песен (Той муборак, Той бошлови, Ёр-ёр, Келин и куёв кутлови) и завершают пением песни (Той жавоби). Репертуар халфа обширный и разнообразный: свадебно-обрядовые песни, лирические и другие обрядовые песни, лапары и ялла, песни на стихи Махтумкули, Муниса, Ожиза халфа романического и дидактического содержания, собственные песни и произведения других халфа, отрывки и песни из эпических сказаний, а также дастаны, чаще романического (любовно-лирического) содержания ("Тахир и Зухра", "Ошик Гариб и Шахсанем", "Ошиқ Ойдин", "Асилхон", "Хурлиқо и Ҳамро", "Қумри", "Тулумбий", "Қиссаи Зебо", "Завриё", "Дурашшо", "Бозиргон", "Хирмон дали"). Для халфа сольного исполнения характерно мелодекламационное чтение дастанов и старинных религиозных книг при проведении в женском кругу религиозных обрядов, как "Улли пир", "Мушкулкушод", в частности "Ғавсули Аъзам", "Пайғамбар ҳикояти", "Бобо Равшан" "Биби сешанба" и др. Халфа является не только исполнительницей народных песен, дастанов и инструментальной музыки, одновременно она поэтесса и автор собственных песен. Для нее характерно ярко выразительное пение, совершенство во владении инструментом – "кул соз", мастерство в исполнении дастанов, импровизационность – умение создавать и сочинять новые произведения во время выступлений, эмоциональность в подаче стихов в сочетании с напевной мелодией.

Khalfa medium 2Халфа сами были творцами поэзии с разнообразием содержания, в частности, посвященные важным событиям своего времени, создавали песни и инструментальные мелодии. В репертуарах халфа пользуются популярностью «Бевафо золим» («Неверный мучитель») Ханим Сувчи Сайидахмад кизи (1858-1926), «Айрилдим» («Разлучилась я») Бибиджан (Биби шаир) Касым Деван кизи. Широкое распространение получили песни и стихи халфа Ожиза (букв. слепая) - Анабиби Атаджановой (1889-1961), автора более тридцати песен, воспитавшая целую плеяду талантливых халфа, среди которых Назира Сабирова, Разия Матнияз кизи, Ожиза Курязова, Саодат Худайберганова и др.

Искусство халфа пользуется до сих пор популярностью среди населения Хорезмской области и Элликкалинской области Республики Каракалпакистан. Носителями традиций халфа являются Биби шаира, Ожиза халфа, Хонимжон халфа, Онажон Сафарова, Назира Сабирова, Разия Матнияз кизи, Саодат Худойберганова, Пошшо Саидмамат кизи, Амбаржон Рузиметова, Аноржон Раззакова. В целях сохранения и популяризации искусства халфа на базе музыкальной школы Хивы открыта детская школа халфа. Традиции искусства халфа осваиваются не только традиционным методом обучения «устоз-шогирд» (мастер-ученик), но в музыкальных школах Хивы, в колледжах искусств Ургенча и Элликкала. Халфа участники Республиканских смотров-конкурсов бахши-шаиров (начиная с 1999 года). В Хорезме и в Республике Каракалпакистан проводятся конкурсы исполнителей халфа, в частности, в Элликкалинской области Каракалпакистана конкурс исполнителей халфа в рамках фестиваля «Нафосат бустоним маним» (начиная с 2013 года). Исполнители халфа демонстрировали свое искусство на Открытом фольклорном фестивале «Бойсун бахори», Фестивале традиционной культуры «Асрлар садоси», на Международном музыкальном фестивале «Шарк тароналари» в Самарканде. В Хиве (Хорезмская область) проводится фестиваль искусства халфачилик (2016).

Spell check
Данный веб-сайт имеет систему проверки орфографии (Ctrl+Enter)