СТАТЬЯ: Устное народное творчество Узбекистана на примере сказительского искусства
Как и другие крупные жанры народного творчества они возникли на почве архаического фольклора и древней национальной истории и вобрали в себя и древнейшие культурные традиции, и память о становлении народа, его духовного мира и исторических судеб, его гражданских, нравственных и эстетических идеалов. Дастан (от персидского داستان), означает «рассказ» - эпическое произведение в фольклоре или литературе Ближнего и Среднего Востока, Юго-Восточной Азии. Обычно дастаны являются либо фольклорной, либо литературной обработкой героических мифов, легенд и сказочных сюжетов.
Узбекский народный дастан прошел длительный путь исторического развития. Эпоха становления древнего тюркского эпоса где-то граничит с эпохой саков и массагетов. Эпические произведения тюркского фольклора, предшествующие "Алпамышу", вполне могли сосуществовать с темя полноценными эпическими произведениями тех времен "Томарис" и "Ширак", "Сиявуш", "Искандер", от которых сегодня остались лишь малая часть.
Фольклористы часто выделяют такие разновидности дастанов:
- героические дастаны ("Алпамыш", "Ядгар"), чье возникновение и, так сказать, эпическая плоть тесно связаны с патриархально-родовыми отношениями, с жизнью, бытом, нравами тюркских племен, которые в далеком прошлом вели кочевую или полукочевую жизнь;
- воинские дастаны ("Юсуф и Ахмед" "Алибек и Балибек");
- героико-романические дастаны ("Одинокий Ахмед", цикл "Рустам", цикл "Гороглы");
- дастаны любовно-романического характера ("Кунтугмыш") "Равшан", хорезмские дастаны);
- общественно-бытовые дастаны ("Сахибкыран", "Арзигуль", "Ширин и Шакар");
- книжные дастаны ("Фархад и Ширин", "Лейли и Меджнун", "Бахрам и Гуландан" и др.).
Им выделяются также, исторические дастаны, тематика, образы и идеи которых связаны с историческими событиями и историко-фантастические дастаны — "Тулумбий" (XVв.), "Шейбанихан" и "Айчинар" (XVI в.) — лежат судьбы личностей вполне исторических, историческими являются и многие описанные здесь события и факты, каковы, например, взаимоотношения Шейбанихана и Бабура, поход Бабура в Афганистан и т.д. Но задача фольклорных авторов явно заключалась в том, чтобы "расцветить" историю за счет вымысла.
В репертуаре ведущих бахши имеются также автобиографические дастаны ("Автобиография" Эрагаша Джуманбульбуль-оглы, "Мои дни" Фазыла Юлдаша, "Счастливые поколения" Ислама Назар-оглы, "Дни мои" Абдуллы Нурали-оглы и другие).
В прошлом у всех правителей были свои бахши. К примеру у Чингизхана – Улуг Жирчи, у Тухтамиша – Камолзода, Жахон Мирза, у Хивинского хана Мухаммад Рахимхон II – Риза бахши, у Бухарского эмира Насрулло – Эрназар бахши. Придворные бахши не только рассказывали традиционные дастаны, но и создавали произведения восхвалявшие своих правителей.
Фольклористами на территории Узбекистана определены следующие школы исполнителей дастанов:
- Булунгурская школа;
- Курганская школа;
- Шахрисябзская школа;
- Камайская школа;
- Шерабадская школа;
- Хорезмская школа;
- Каракалпакская школа.
Самым знатным представителем Булунгурской школы является Фозил Йўлдош ўғли (1872-1955). В его исполнении записаны дастаны: «Алпомиш», «Ёдгор», «Юсуф билан Ахмад», «Зулфизар», «Маликаи айёр», «Нурали», «Муродхон», «Ширин билан Шакар» и другие. Проживший во второй половине XVIII века Муҳаммад шоир был учителем Йўлдош булбул (отец Фозил Йўлдош ўғли). Эта школа имела таких бахши как, Чинни шоир, Раҳим булбул, Жўра, Фозил шоир, Ёрлақаб и другие.
Эргаш Жуманбулбул ўғли (1868-1937) и Пўлкан шоир (1874-1941) являются представителями Курганской школы. В их исполнении записаны дастаны: «Алпомиш», «Якка Ахмад», «Ойсулув», «Кунтуғмиш», «Гўрўғлининг туғилиши», «Юнус пари», «Мисқол пари», «Авазхон», «Ҳасанхон» и другие.
Живущие на юге Узбекистана бахши относят себя к Шерабадской школе. Представителями этой школы являются Шерназар Бекназар ўғли и его ученики - Мардонқул Авлиёқул ўғли, Нормурод бахши, Нурали Боймат ўғли, Бўрибой Аҳмад ўғли. В настоящее время представители этой школы достойно сохраняют и продолжают традиции этой школы.
На наш взгляд, по манере исполнения и использования музыкальных инструментов исполнителей дастанов (бахши) можно классифицировать таким образом. По использованию музыкальных инструментов:
- каракалпакский дутар (Каракалпакстан)
- тар, аккордеон (буламан) и дойра (Хорезм)
- кобыз(Каракалпакстан)
- домбыра (все остальные территории).
У каракалпаков исполнителей дастанов называют или бақси, или жиров в зависимости репертуара, использования музыкальных инструментов и манере пения.
Бақси свое исполнение сопровождает каракалпакским дутаром, поёт традиционным голосом и исполняет исключительно любовно-романтические дастаны. А жиров своё исполнение сопровождает кобызом, поёт гортанным голосом и исполняет исключительно героические дастаны.
В Хорезме раньше дастаны пели в сопровождении дутара и буламана. С середины прошлого века в Хорезме популярность получил Закавказский тар и русский гармонь. Теперь хорезмкие бахши используют тар, аккордеон и дойру. Они поют традиционным голосом. Кроме того в Хорезме, в отличии от других регионов очень популярны песни из дастанов и они используются повсюду.
В остальных регионах Узбекистана сохранены старинные традиции, то есть использования архаичного инструмента – домбыра и манера гортанного пения.
Дастан рассчитан не только на устное исполнение. Его надо петь, и не только петь, а нужно исполнять как в театре одного актера. Поэтому от исполнителей требуется многогранный талант. Бахши (исполнитель дастанов) должен знать наизусть тексты нескольких дастанов и дополнительно иметь навыки:
- игры на народном инструменте;
- интересного рассказчика текстовой части;
- певца (часто коренным образом отличающиеся от современного и традиционного вокала);
- интерпретатора (бахши один и тот же сюжет может рассказать по разному);
- поэта (причем сочинения стихов без подготовки);
- актера и т. д.
Часто поэтическая часть дастанов составляет основную текстовую "массу" произведения в виде семи-восьмислоговых стихов или одиннадцатисложников. Кроме стихов в дастанах часто используется "садж" - ритмическая или рифмованная проза.
В остальных регионах кроме Хорезма бахши обычно свое выступление начинает с настроя инструмента и игры на нем коротких наигрышей и обычно обращается с вопросом – «Что спеть». Часто этот вопрос задается в песенном исполнении и только потом приступает к исполнению дастана.
Полное исполнение дастана занимает много времени и поэтому когда нужно будет отдохнуть бахши останавливается и проводится обычай «дўмбира тўнтармоқ» (перевернуть домбыру). После остановки бахши перворачивает свою домбыру и читает стихи:
Сени уйдан олиб чиқдим буктириб,
Сен юрибсан улфатингни ахтариб,
Мен қўяйин сени энди тўнтариб,
Ярим кеча ҳадди бўлди, жонивор.
Йиғиб опсан улфатингни жамини,
Эганг олсин-да бир оз дамини.
Дамин олиб айтиб берар камини,
Рўмол ёзар вақти бўлди, жонивор.
Когда я выходил из дома я прихватил тебя
А ты все ищешь своих друзей
Теперь я должен тебя перевернуть
Потому что, уже полночь
Ты, оказывается, собрал всех своих друзей
Пусть хозяин твой немножко отдохнет
А после он расскажет остальную часть
Пришло время расстилки «белбог» (материал в виде платка, которым мужчины привязывают живот)
После этих слов бахши снимает свой белбог, чапан и выходит наружу. И в этот момент кто-то из присутствующих на середине комнаты расстилает белбог и присутствующие каждый по возможности на белбоге оставляют денги, как благодарность за прекрасное исполнение.
А в Хорезме обычно после исполнения дастана бахши исполняет мелодию «Тўйингда қайтсин» (Пусть все возвращается на твоей свадьбе). И в этот момент слушатели материально благодарят бахши.
В сохранении и охране дастанов большое значение имеет фольклорные экспедиции. К примеру (считающимся среди фольклористов самым удачным) во время экспедиции организованного в 1969 году Музеем литературы им. Алишера Навои АН Узбекистана и филологическим факультетом Каршинского государственного педагогического института и возглавленная фольклористами М.Мурадовым и А.Каххаровым была записана громадное количество дастанов.
Члены экспедиции от более чем тридцати бахши-шоиров - Кадыра бахши Рахимова, Юсуфа Утаган-оглы, Тангир Сафарова, Чары Киём-оглы, Мамарайим юзбаши, Ташмурада Тура-огли, Эшмурада Шердан-оглы, Нормурода Поён-оглы, Хушвакта Марданакулова, Эшкобила Кушак-оглы, Гайима бахши, Хайитназара Алисайд-оглы, Кора и Чоры Умировых, Хазратнула бахши, Раджаба Нормурод-оглы, Хушвакта Сатарова, Кузи Рузиева записали более десяти оригинальных, прежде не записанных народных дастанов.
В условиях Независимости большое внимание уделяется вопросам охраны и сохранения дастанов. Существует звание «Народный бахши Узбекистана» и самые яркие представители сказительcкого искусства награждаются этим званием. Также, Президентской премией «Нихол» награждаются талантливые молодые исполнители дастанов.
Во многих детских школах музыки и искусства Хорезма, Каракалпакстана, Сурхандарьи функционируют отделения фольклора, где обучают навыкам игры на инструментах и пению отрывков из дастанов. Принятие Государственной Программы охраны, сохранения и использования нематериального культурного наследия открывает новые горизонты в деле сохранения всех жанров народного творчества. Государственной Программой предусмотрено издание шедевров узбекского устного народного творчества. И в этом издании самый большой объем должен иметь именно дастаны.
Автор: Уразали Ташматов, Профессор Государственного института искусств и культуры Узбекистана