Yunus Rajabiy Berta Davydova Viktor Uspensky Mukarram Turghunboeva
01 / 04

Yunus Rajabiy

02 / 04

Berta Davydova

03 / 04

Viktor Uspensky

04 / 04

Mukarram Turghunboeva

ЗНАНИЯ И НАВЫКИ СВЯЗАННЫЕ С ЖИВОТНОВОДСТВОМ, ЗЕМЛЕДЕЛИЕМ И САДОВОДСТВОМ

Область: Знания и обычаи, относящиеся к природе и вселенной
Порядковый номер: 04.04

 

Животноводство является одним из древних хозяйственных занятий узбеков. В священной книге зороастризма «Авесте» разъяснено священное отношение к скоту, в особенности, к лошадям, крупному и мелкому рогатому скоту.

Скотоводство было одним из основных отраслей хозяйства в горных, предгорных и степных регионах Узбекистана. Сущность традиций и обрядов, связанным с животноводством и преследуемая ими основная цель всегда была одинаковой, т.е., они были направлены на размножение животных, их защиту от болезней, падежа, диких хищных животных и воров.

В прежние времена у узбеков использовались два календаря, если земледельческий год начинался с 22 марта, то скотоводческий год с 16 марта.Ежегодно перед выгоном скота на горные пастбища чабаны совершали жертвоприношения «святым» покровителючабанов Чопаната и покровителю скота Зангиата. Среди скотоводов считалось, что каждое животное имеет своего покровителя, которому раз год приносилось жертвоприношение. В частности, покровителем баранов считался -Чопаната, крупного рогатого скота - Зангиата, лошадей - Камбарата, коз -Чигатата.

Среди узбеков тяжким грехом считалось пнуть ногой какого-либо домашнего животного –лошадь, корову, овцу и верблюда. У узбеков Хорезма имелось представление, что под ноги нельзя бросать даже шерсть верблюда.

Если первобытные формы раннего земледелия на территории Узбекистана появились в эпоху неолита, то начало поливного земледелия относится к началу II тысячелетия до н.э. и наблюдается на территории Бактрии (Сурхандарьинская область).

На основании многовековых земледельческого опыта и методов, тонких фенологических наблюдений сформировались своеобразные земледельческие традиции и обряды.

Земледельцы, садоводы и скотоводы, благополучно проведя морозные дни и с нетерпением ожидая теплые весенние дни, серьезно готовились к большим земледельческим работам, подготавливая плуги и ярма, бороны, лошадей, ремонтировали телеги и инструменты приводились в пригодное к работе состояние. Осуществлялся хороший уход за быками, являвшихся основной рабочей силой, которых выводили на пахоту. По этой причине в средние века в Бухаре этот праздник назывался "Наврўзи кишаворзон" – "Навруз земледельцев".Труженики дехкане в этот день выводили на поля упряжки волов и высеивали в землю первые семена. Если у узбеков Андижана считалось необходимым начинать весеннюю пахоту в субботу, то среди узбеков Хорезма для того, чтобы урожай был изобильным, благим делом считалось пахать землю и сеять посевы в понедельник и среду. Днем землю пахали в северном направлении, а вечером в южном.

Основные арыки и каналы, через которые поступала вода на поля, на многих территориях Узбекистана очищались от грязи методом хашара. Согласно традициям, в земледелии проводились такие обряды, как «қўш чиқариш», «шоҳ мойлар», «қўш оши».Если накануне окончания сбора урожая при участии участников хашара, собравшихся для жатвы пшеницы, проводился специальный обряд –«Обло барака», то после сбора урожая, когда зерно собиралось в кучи, проводился обряд «ҳақулло».

Farming medium 2Узбеки, наряду с тем, что являлись обладателями своеобразного богатого опыта в земледелии, следовали также традициям, связанными с развитиями земледелия и садоводства. У узбеков широко был распространен обычай сажать дерево в честь родившегося в семье сына. В свою очередь, если засыхало какое-либо плодовое дерево, то его сразу же срубали. Так как в народном веровании считалось, что засохшее дерево желает смерти кого-либо из членов этого дома.

 

Spell check
Данный веб-сайт имеет систему проверки орфографии (Ctrl+Enter)