Yunus Rajabiy Berta Davydova Viktor Uspensky Mukarram Turghunboeva
01 / 04

Yunus Rajabiy

02 / 04

Berta Davydova

03 / 04

Viktor Uspensky

04 / 04

Mukarram Turghunboeva

Хорезмские макомы

Область: Исполнительское искусство
Порядковый номер: 02.01.02

 

Хорезмские макомы - один из локальных макомных разновидностей, распространенных в Узбекистане. Цикл «Хорезмские макомы» сформировался на основе Шашмакома и музыкальных традиций Хорезма на рубеже ХVIII – ХIХ веков и включает в себя макомы – Рост, Бузрук, Наво, Дугох, Сегох, Ирок и Панджгох (на практике их называют "Шесть с половиной маком" или "Хорезмский Шашмаком").

Каждый маком, в свою очередь, подразделяется на два раздела: инструментальный – Чертим йули (Мансур) и вокальный – Айтим йули (Манзум). Инструментальный раздел объединяет цикл инструментальных произведений – «Танимаком», «Тарджи», «Гардун», «Пешрав», «Мухаммас», «Сакил» и «Уфар», исполняемых сольно или инструментальным ансамблем. При этом ведущим инструментом был танбур, настрой которого и определял строй-лад каждого макома. Вокальный раздел включает вокально-инструментальные произведения – «Танимаком», «Талкин», «Наср» и «Уфар» («Тарона» исполнялись только после Танимакома), а также характерные для Хорезма «Накш», «Сувора», «Фарёд» и «Мукаддима», исполняемых сольно в сопровождении инструментального ансамбля (в качестве поэтических текстов использовались стихи классиков восточной поэзии – Хафиза, Джами, Навои, Физули, Муниса, Огахи, Феруза, Камила Хорезми, Аваз Утара, Атои и др. лирико-любовного, философского, дидактического и религиозного содержания). Характерные для Хорезма инструментальные и вокальные произведения, а также дополнительные произведения Шашмакома вошли в цикл Хорезмские макомы. Хотя между Шашмакомом и Хорезмскими макомами есть определенные общие черты, но тем не менее мелодические построения и их развития, усульная система и стили исполнения отличаются. Цикл включает в себя более 200 произведений, исполняемых ведущими музыкантами и певцами Хорезма с использованием своих локальных традиций и музыкальных диалектов.

Макомы были ведущими жанрами светской придворной музыки. Наивысшего расцвета Хорезмские макомы получили при правлении Мухаммада Рахимхана Сони (1864-1910), который известен как поэт и музыкант под псевдонимом Феруз. Его поэтические и музыкальные произведения вошли в цикл Хорезмские макомы, а также в вокальные произведения Сувора, Накш, Мухаммас, Мусаддас. Носителями макомных традиций в Хорезме были Ниязжон Хожа, Худойберган Мухркан, Матякуб Харрат, Мадрахим Шерози, Матпано ота Худойберганов, Матюсуф Харратов, Ходжихон Болтаев, Камилджан Отаниязов, Рузимат Джуманиязов и др.

Khoresm maqoms medium 2Хорезмские макомы впервые были записаны специальной нотописью – «Танбурная нотация» («танбур чизиғи»), созданная в конце ХIХ века известным поэтом, музыкантом и общественным деятелем Камилом Наязбоши Хорезми и его сыном, Мухаммадом Расул Мирза при участии известного поэта Мухаммада Юсуфа Баёни по инициативе Хивинского правителя Мухаммада Рахимхана Сони. И данная нотация использовалась в музыкальной практике обучения и освоения макомов по методике «устоз-шогирд» (мастер-ученик) вплоть до 40-х годов ХХ века. «Хорезмской танбурной нотацией» были записаны цикл Хорезмские макомы (на танбуре) и дутарные макомные инструментальные и вокальные циклы. Расшифровкой «танбурной нотописи» занимались В.Беляев, И.Акбаров, О.Бобоназаров во второй половине ХХ века, а в ХХI веке преподаватели Ургенческого Университета Р.Болтаев, Б.Рахимов, С.Худойберганов под руководством музыковеда Отаназара Матякубова (по инициативе ЮНЕСКО издано под названием «Узбекская нотация». Ташкент, 2007). Первые нотные записи инструментальных частей Хорезмских макомов были сделаны Е.Романовской (Хорезмская классическая музыка. Ташкент, 1939), инструментальные и вокальные разделы композитором М.Юсуповым (Хорезмские макомы, Ташкент, 1958; отдельным изданием в 3 томах и 5 книгах «Хорезмские макомы» в 1978-1991 гг.). Первый макомный ансамбль был создан в 1920 году в Хиве, а в 1964 году ансамбль под руководством Х.Болтаева. Первый профессиональный макомный ансамбль стал функционировать при областном телевидение в 1984 году под руководством Р.Джуманиязова. Популяризацией Хорезмских макомов занимаются профессиональные и народные макомные ансамбли Ургенча, Хивы, Ханка. Традиции макомного искусства осваиваются музыкантами и певцами, среди которых О. Худойшукуров, И.Ибрагимов, Р.Курбанов, Ф.Давлетов, С.Худойберганов, М.Матякубов, Р.Болтаев и др. Хорезмские мақомы осваиваются студентами вузов и учащимися школ; они внесены в учебный процесс Ургенческого университета, колледжа искусства и культуры, а также музыкальных школ Хорезма. Стало традицией проведение конкурсов традиционного исполнительства имени Х.Болтаева, К.Отаниязова (Хорезм), О.Худойшукурова (Республика Каракалпакистан), где демонстрируются традиции Хорезмских мақомов.

Spell check
Данный веб-сайт имеет систему проверки орфографии (Ctrl+Enter)