Yunus Rajabiy Berta Davydova Viktor Uspensky Mukarram Turghunboeva
01 / 04

Yunus Rajabiy

02 / 04

Berta Davydova

03 / 04

Viktor Uspensky

04 / 04

Mukarram Turghunboeva

Сказки

Область: Устные традиции и формы самовыражения
Порядковый номер: 01.02

 

Сказка – один из самых древних и самых массовых жанров узбекского устного народного творчества.Устные рассказы, построенные на фантастических мыслях и художественном вымысле, а также носящие дидактическую идею, называются сказкой (узб. эртак). В сказках, являющихся образцом образцов нематериального культурного наследия, в определенной степени находят свое отражение мировоззрение, национальный характер, образ жизни, мир мышления народа. Важное место в появлении сказок занимают древние мифы, традиции, обряды и обычаи. Хотя в узбекской фольклористике в значении сказка используется термин эртак, в различных регионах Узбекистана этот жанр известен под названиями матал, ушук, варсақи, чўпчак.

В сказках какое-либо событие повествуется в форме вполне законченного рассказа, в котором при посредстве фантастического и художественного вымысла, пробуждает у людей художественного наслаждения. Сказки дошли до нас, претерпев различные изменения в процессе исторического развития. По этой причине, в результате изменения идеологического направления, композиции, задачи героев, появились новые варианты и версии. Появление новых вариантов в сказках происходит в процессе рассказывания сказок и связано с творческим талантом, мировоззрением, способностью отразить реалии, степенью знания традиций рассказывания сказок, опытом и душевным состоянием исполнителя.

Tales medium 2
Исходя из времени и места появления художественного вымысла, лежащего в основе сказки, его отношения к реальной истины и его основной функции, принципам художественного отражения, сказки разделяются на следующие: а) сказки о животных (как «Лиса и аист» и др.); б) волшебные сказки («Кенджа батыр», «Мукбилташатар» и др.); в) бытовые сказки («Давлатмирза», «Аяз» и др.).

Сказки, имея присущую себе композицию, состоят из вводной части – зачина, развития событий, концовки.

Вводная часть – зачин, собрав внимание слушателя, подготавливает его к прослушиванию сказки. Традиционное начало сказки точно не сообщает о времени, когда произошло событие, а выражает это в общем виде. В бытовых сказках начало очень краткое и простое. Хотя в нем время, когда произошло событие, неопределенно, однако не ощущается таинственность и господствует жизненность. Точно и полностью приводится название места, где произошло событие и имя героя.

Концовка выражает итоговую часть сказки. Концовка в волшебных сказках всегда заканчивается описанием празднеств и торжеств. В бытовых сказках же она, являясь итогом, происходящим из синтеза событий, разъясняет социальный дух или воспитательное содержание.

Tales medium 3Рассказчики сказок называются эртакчи(сказочник). Каждый сказочник отличается друг от друга по характеру, рассказываемых сказок и манере повествования. Некоторые сказочники прославились рассказыванием сказок о животных, другие – волшебных сказок, а третьи – сказок бытового характера.

Сказочники разделяются на творческих иисполняющих. Творческий сказочник творчески подходит к услышанной им сказке,и не ломая традиции, добавляет новинки к реалиям сказки, повышая силу ее воздействия. Исходя из своего уровня знаний и мастерства, а также требований слушателя, вносил изменения в события сказки. Сказочник-исполнитель рассказывает сказку в том же виде, в каком он ее услышав, не подходя к тексту творчески.

В том, что сказки продолжают жить в веках, переходят из поколения в поколение, имеют особые заслуги искусные, т.е. профессиональные сказочники. Такие сказочники и сказочницы, как ХамрабибиУмараликызы, Хасан Худайбердыоглы, Хайдар Байчаоглы, Нурали Нурматоглы, Хусанбой Расулов, Абдугафур Шукуров, были известными в свое время, и от которых было записано много образцов сказок. Сегодня многочисленные образцы сказок печатаются под различными названиями.

Сказки, в которых нашли свое воплощение национальные и общечеловеческие ценности, имеют большое образовательное и воспитательное значение.

Spell check
Данный веб-сайт имеет систему проверки орфографии (Ctrl+Enter)