Сказки
Область: Устные традиции и формы самовыражения
Порядковый номер: 01.02
Сказка – один из самых древних и самых массовых жанров узбекского устного народного творчества.Устные рассказы, построенные на фантастических мыслях и художественном вымысле, а также носящие дидактическую идею, называются сказкой (узб. эртак). В сказках, являющихся образцом образцов нематериального культурного наследия, в определенной степени находят свое отражение мировоззрение, национальный характер, образ жизни, мир мышления народа. Важное место в появлении сказок занимают древние мифы, традиции, обряды и обычаи. Хотя в узбекской фольклористике в значении сказка используется термин эртак, в различных регионах Узбекистана этот жанр известен под названиями матал, ушук, варсақи, чўпчак.
В сказках какое-либо событие повествуется в форме вполне законченного рассказа, в котором при посредстве фантастического и художественного вымысла, пробуждает у людей художественного наслаждения. Сказки дошли до нас, претерпев различные изменения в процессе исторического развития. По этой причине, в результате изменения идеологического направления, композиции, задачи героев, появились новые варианты и версии. Появление новых вариантов в сказках происходит в процессе рассказывания сказок и связано с творческим талантом, мировоззрением, способностью отразить реалии, степенью знания традиций рассказывания сказок, опытом и душевным состоянием исполнителя.
Исходя из времени и места появления художественного вымысла, лежащего в основе сказки, его отношения к реальной истины и его основной функции, принципам художественного отражения, сказки разделяются на следующие: а) сказки о животных (как «Лиса и аист» и др.); б) волшебные сказки («Кенджа батыр», «Мукбилташатар» и др.); в) бытовые сказки («Давлатмирза», «Аяз» и др.).
Сказки, имея присущую себе композицию, состоят из вводной части – зачина, развития событий, концовки.
Вводная часть – зачин, собрав внимание слушателя, подготавливает его к прослушиванию сказки. Традиционное начало сказки точно не сообщает о времени, когда произошло событие, а выражает это в общем виде. В бытовых сказках начало очень краткое и простое. Хотя в нем время, когда произошло событие, неопределенно, однако не ощущается таинственность и господствует жизненность. Точно и полностью приводится название места, где произошло событие и имя героя.
Концовка выражает итоговую часть сказки. Концовка в волшебных сказках всегда заканчивается описанием празднеств и торжеств. В бытовых сказках же она, являясь итогом, происходящим из синтеза событий, разъясняет социальный дух или воспитательное содержание.
Рассказчики сказок называются эртакчи(сказочник). Каждый сказочник отличается друг от друга по характеру, рассказываемых сказок и манере повествования. Некоторые сказочники прославились рассказыванием сказок о животных, другие – волшебных сказок, а третьи – сказок бытового характера.
Сказочники разделяются на творческих иисполняющих. Творческий сказочник творчески подходит к услышанной им сказке,и не ломая традиции, добавляет новинки к реалиям сказки, повышая силу ее воздействия. Исходя из своего уровня знаний и мастерства, а также требований слушателя, вносил изменения в события сказки. Сказочник-исполнитель рассказывает сказку в том же виде, в каком он ее услышав, не подходя к тексту творчески.
В том, что сказки продолжают жить в веках, переходят из поколения в поколение, имеют особые заслуги искусные, т.е. профессиональные сказочники. Такие сказочники и сказочницы, как ХамрабибиУмараликызы, Хасан Худайбердыоглы, Хайдар Байчаоглы, Нурали Нурматоглы, Хусанбой Расулов, Абдугафур Шукуров, были известными в свое время, и от которых было записано много образцов сказок. Сегодня многочисленные образцы сказок печатаются под различными названиями.
Сказки, в которых нашли свое воплощение национальные и общечеловеческие ценности, имеют большое образовательное и воспитательное значение.