Каштачилик (вышивка)
Область: Знания и навыки, связанные с традиционными ремеслами
Порядковый номер: 05.09
Изящная красота узбекских вышивок, древность происхождения многих элементов узора и многообразие технических приемов свидетельствуют о длительности предшествующего исторического развития этого промысла и богатстве его традиций. В силу недолговечности материала (шелк, хлопок, шерсть), на который наносилась вышивка, до наших дней дошли лишь образцы, хронологические рамки которых ограничиваются в основном ХIХ–ХХ вв.
Вышивка была распространена по преимуществу в торгово-ремесленных городах и крупных селениях, центрах древней оседлой земледельческой культуры Узбекистана - не было её только в Хорезме. Крупная декоративная вышивка городских оседлых народов Узбекистана делится на несколько видов: сузани (настенное панно, букв. «игольные»), нимсузани (букв. «половина сузани»), руйиджо, джойпуш яккандоз и чойшаб (постельные покрывала и простыни), такьяпуш (покрывало на подушку), ой-паляк и гулкурпа (ташкентские варианты сузани), сандалипуш (покрывало на сандал), зардевор, дорпеч или кирпеч (вышивка для украшения верхней части стен), джойнамоз (молитвенный коврик), покрывала на одеяла – бугджома, покрывала на люльку ребенка – бешикпуш и др. К небольшим вышитым изделиям относятся ойна-халта и шона-халта (мешочки для зеркала и гребня), кыйикча, миенбанд, чорсу и бельбок (виды мужских поясных платков), тюбетейки - дуппи, сарпоккун, козиклунги и танпоккун (длинные полотенца с вышитыми концами), бугджома (полотно для завертывания одежды), сарандоз и румоли-пешонабанд (женские головные платки и уборы), даст румол (платочки для рук), а также джияки – вышитые каемки для украшения элементов одежды и пр. У кочевых и полукочевых народов республики самое яркое выражение вышивка получила в одежде и в ряде мелких бытовых предметов.
Содержание орнамента и композиционное решение вышивки зависели от утилитарного назначения того или иного вида. Крупная вышивка имела центральное поле и кайму. Такой тип композиции был присущ вышивкам, которые были полностью на виду – покрывала (сузани, нимсузани, и пр.), постилочные изделия (джойнамаз и проч.). Для вышитых изделий, предназначенных для завертывания домашнего скарба или головных платков, характерны иные композиции, в которых вышивка украшала лишь видимые при использовании части изделия. Основные мотивы вышивок - космогонические по происхождению знаки – солнце, луна, звезды в виде крупных и небольших розеток, растительные, геометрические узоры и стилизованные изображения животных и птиц. Для вышивки Узбекистана характерна своеобразная техника шитья со сплошным зашивом больших поверхностей узора, при котором часто остается сравнительно небольшое пространство фона. Употребляются различные виды односторонней глади вприкреп и тамбурный шов, которым также сплошь заполняются мотивы орнамента. Гладь вприкреп бывает двух видов – «басма» и «канда-хаел».
В ХIХ в. сложились ведущие центры художественного шитья – Нурата, Бухара, Самарканд, Шахрисабз, Ташкент и Фергана. Существовала вышивка и в таких регионах как Джизак, Кашкадарья и Сурхандарья. Каждый их этих центров отличался локальными художественными особенностями. В наши дни в Узбекистане вышивка остается одним из самых распространенных и востребованных видов традиционного художественного ремесла. Именно в этом виде прикладного искусства проявились наиболее характерные тенденции в сфере сохранения и возрождения художественных и технологических традиций. Вместе с тем, в современной вышивке Узбекистана сформировалась новая специфическая картина. Так, изделия вышивки мастеров-дизайнеров (Ташкент, Наманган), воссоздающие технологию и декор классических образцов вышивки Нураты, Бухары, Самарканда, нацелены на широкий рыночный спрос. В Сурхандарьинской и Кашкадарьинской областях сохраняются традиции ручной вышивки середины 20в. и в основном они предназначены для использования в быту и для приданого невесты.