Yunus Rajabiy Berta Davydova Viktor Uspensky Mukarram Turghunboeva
01 / 04

Yunus Rajabiy

02 / 04

Berta Davydova

03 / 04

Viktor Uspensky

04 / 04

Mukarram Turghunboeva

Ёгоч уймакорлиги (резьба по дереву)

Область: Знания и навыки, связанные с традиционными ремеслами
Порядковый номер: 05.08

 

Особенность это вида прикладного Узбекистана в том, что мастера резьбы по дереву изготавливали не только разнообразные бытовые изделия, но и участвовали в создании резных деревянных колонн, дверей, и других элементов архитектурного назначения.

На территории Узбекистана обнаружены арте-факты, свидетельствующие о применении резного дерева в гражданском и культовом строительстве еще в эпоху античности и раннего средневековья. Еще большую роль искусство резьбы по дереву начинает играть в архитектурных памятниках мусульманского времени. Шедеврами мирового значения можно считать резной деревянный кенотаф в мавзолее Сайфиддина Бохарзи в Бухаре и резные двери мавзолея Гури-Амир.

Широкое использование деревянных резных колонн, дверей, и других архитектурных элементов наблюдается в зодчестве столиц узбекских ханств – Хиве, Бухаре и Коканде. Конец XIX начало XX века представлен также широким ассортиментом деревянных резных предметов домашней утвари. Одним из ведущих центров искусства резьбы по дереву являлась Хива. Классикой хивинского искусства резьбы по дереву являются колонны и двери в постройках комплекса Ичан-кала (резные колонны в Джума-мечеть). Известными представителями школы хивинских резчиков является династия Палвановых, руками которых выполнено множество резных колонн и дверей Хивы XIX - нач.XX вв.

Широко известны изящные изделия, созданные прославленным мастером из Коканда К. Хайдаровым, воплотившим в своем творчестве лучшие традлиции кокандской школы резьбы по дереву. Ассортимент его изделий охватывает как архитектурные детали - двери, панно, фризы, так и разнообразные бытовые предметы - декоративные столы, табуретки, ляухи, пеналы – каломдоны и др.

Одним из ведущих центров резьбы по дереву в XIX - XX вв. считался Ташкент. Ташкентские резные двери этого периода отличает плоско-рельефная резьба. Художественные принципы ташкентской резьбы по дереву, которые были заложены в конце XIX – начале ХХвв., были продолжены такими мастерами как М. Касымов и А. Файзуллаев. Среди ташкентских мастеров современного поколения можно выделить А.Азларов, который сочетает работу над бытовыми изделиями с разработкой элементов архитектурных сооружений. В годы независимости он участвовал в создании резных деревянных дверей, колонн, фризов для мемориального комплекса на площади Независимости, Государственного Музея истории Темуридов, дворца «Туркистан» и др. Традиции таких известных ташкентских мастеров как С.Ходжаев, М. Касымов, А. Файзуллаев, Х.Касымов, Н. Ибрагимов развивают А.Азларов и его ученики, потомственная мастерица М.Ибрагимова, С.Рахматуллаев, Х.Хасанов и др.

В 1990-годы ситуация в развитии резьбы по дереву стала меняться в связи с изменениями в рыночной конъюнктуре. Сегодня мастера резьбы по дереву Коканда, Хивы, Самарканда сосредоточены на выполнении заказов для интерьеров архитектурных сооружений, как в Узбекистане, так и за его пределами, приносящий им основной доход. В ассортименте современных мастеров исчезают популярные в прошлом декоративные многогранные столики, резные ширмы прорезной ажурной резьбой и др. Что касается бытовых изделий, то теперь они носят в основном сувенирный характер и на их изготовлении больше специализируются резчики по дереву из Ташкента. Они создают сложные по конструкции лавхи, шкатулки разных форм и назначения, декоративные настенные блюда, вводят в декор резных изделий фрагменты миниатюрных лаковых росписей. Основная часть продукции реализуется ими в специально оборудованных небольших помещениях, совмещающих в себе и мастерские и салоны для продажи готовой продукции, которые расположены в комплексах двух ташкентских медресе Хастимом и Абулкасым.

 

Spell check
Данный веб-сайт имеет систему проверки орфографии (Ctrl+Enter)