Yunus Rajabiy Berta Davydova Viktor Uspensky Mukarram Turghunboeva
01 / 04

Yunus Rajabiy

02 / 04

Berta Davydova

03 / 04

Viktor Uspensky

04 / 04

Mukarram Turghunboeva

Ганчкорлик (резьба по ганчу)

Область: Знания и навыки, связанные с традиционными ремеслами
Порядковый номер: 05.07

 

Резьба по ганчу является одним из древнейших видов архитектурно-декоративного искусства Узбекистана. Наиболее яркие образцы доисламского резного ганча представляют настенные панно дворцов Топрак кала в Хорезме (4-5 вв.) и Варахши под Бухарой (7-8вв.). Раннеисламское искусство в развитии резного ганча на территории Узбекистана связано с великолепными резными панно Афрасаиба 9-11вв, а также дворца Термезшахов 11-12вв.

Особого взлета искусство резьбы по ганчу получает в эпоху Темуридов, традиции которого были продолжены и в период узбекских ханств в 17-19вв. Прекрасные образцы изящного узорного орнамента из ганчу на зеркальной поверхности представляют залы загородного дворца бухарского эмира Ситораи Мохи Хоса, автором которых был выдающийся мастер ганчкор Усто Ширин Мурадов.

В начале ХХ века основными центрами резьбы по ганчу являлись Хива, Бухара, Ташкент, Самарканд, Андижан, Наманган, Коканд. Резьбой по ганчу украшались дворцовых здания, медресе и мечетей, а также жилые дома зажиточных горожан. Техника нанесения узора на ганчевую поверхность достаточно трудоемкая. Сначала на сырую поверхность наносится черновой рисунок будущего орнамента, затем по его контуру прорезают рельефный узора, углубляя фон и отделывая выпуклые части узора. Особого мастерства требует работа над рельефным узором, от которой зависти эффект восприятия всего резного панно. Узбекские мастера разработали много разновидностей обработки рельефного узора, придающим резным панно динамичность и выразительну свето-теневой игры выпуклых и углубленных участков. Особый вклад в технологию и эстетику национальной резьбы по ганчу внесли бухарские мастера. Они создали специфический вид резьбы табака пардоз, который при небольшой глубине резьбы создаёт эффективную разработку орнаментальных мотивов на гладком фоне. В конце XIX - нач. XX вв. широко применялась и техника цветного ганча, в которой художественный эффект достигался чёткими рисунками из цветной штукатурки. Бухарская школа отличалась разнообразием мотивов и изящным стилем их трактовки. Близки по утонченности стиля бухарской школе резьбы по ганчу и манера работы самаркандских мастеров. Она отличается усложненной техникой создания ганчевых сталактитов, украшающих верхние углы стен с резным панно. Ташкентская школа отличается более укрупненным орнаментов и большей свободой фонового пространства. Элегантна и насыщена сложными переплетениями геометрических узоров – гирихов резьба по ганчу кокандских и хивинских мастеров.

В 1946 году в центре Ташкенте группа выдающихся ганчкоров Узбекистана, представляющих различные школы , приняли участие в создании шедевров искусства резьбы по ганчу в интерьере Театра оперы и балет А. Навои в Ташкенте (1946 г). Средин них наряду с бухарским мастеров Усто Ширин Мурадовым были известные ганчкоры Ташпулат Арсланкулов и Усман Махмудов из Ташкента, Абдулла Болтаев их Хивы, Кули Джалилов из Самарканда, мастер из Ферганской долины Махмуд Наркузиев.

К 1970- годам в Узбекистане наблюдается активное использование резного ганча в оформлении административных зданиях, в сооружениях культурного назначения, магазинах, кафе Ташкента и других городов Узбекистана. К 1990-м годам в Ташкенте сформировалась сильная школа ганчкоров, которыми были оформлены интерьеры различных зданиях столицы. Среди них следует упомянуть великолепные резные ганчевые панно во дворце "Туркистон", Дворец бракосочетания "Навруз", здания Олий Мажлиса, Биржевого центра, театрах столицы, станциях ташкентского метрополитена и других постройках независимого Узбекистана

В настоящее время резьба по ганчу остаётся одним из ведущих видов народного декоративно-прикладного искусства Узбекистана и её роль в оформлении архитектурных сооружений возрастает. Более того, современные мастерами резьбы по ганчу Узбекистана работают над украшением интерьеров в зарубежных странах - Казахстане, Таджикистане, России, Украине, а также Германия, Франции, Малайзия и других странах мира.

Spell check
Данный веб-сайт имеет систему проверки орфографии (Ctrl+Enter)