Yunus Rajabiy Berta Davydova Viktor Uspensky Mukarram Turghunboeva
01 / 04

Yunus Rajabiy

02 / 04

Berta Davydova

03 / 04

Viktor Uspensky

04 / 04

Mukarram Turghunboeva

Кулолчилик (керамика)

Область: Знания и навыки, связанные с традиционными ремеслами
Порядковый номер: 05.06

 

Одним из наиболее древних, исключительно интересных видов прикладного искусства Узбекистана, является художественная керамика. По технике исполнения она делится на два основных вида – неполивную и поливную. Неполивная лепная керамика имеет более глубокие корни.

В середине 2 тысячелетия происходит технологическая революция – появляется гончарный круг, который изменил облик неполивной керамической посуды. С этого времени она стала более совершенной и разнообразной по формам и декоративному оформлению. С конца VIII - нач. IX вв. в городах Мавераннахра появляется и получает широкое распространение поливная керамика. Это белофоновая керамика и посуда теплых красно-охристых и зеленовато- оливковых цветов. На протяжении IX-XII вв. она достигла здесь настоящего художественного совершенства и высокого технического качества. В конце XIV – начало XV вв. появляется среднеазиатские блюда из местного кашина, отличающаяся голубым и сине-белым колоритом.

В XIX веке на территории нынешнего Узбекистана сложились основные школы и центры: а) самаркандско-бухарская школа с центрами в Ташкенте, Самарканде, Ургуте, Бухаре, Гиждуване, Шахрисябзе, Китабе, Каттакургане, Денау; б) ферганская школа с центрами в Риштане, Гурумсарае и в) хорезмская школа с центрами в Хиве, селении Мадыр и Каттабаг, Чимбае и др. Керамика каждого центра сохраняла локальные черты. В ферганской и хорезмской керамике преобладает сине-голубой колорит, что было связано с использованием ишкоровой (щелочной) глазури, дающей синий оттенок декору после обжига. Однако по содержанию декора, по виду и ассортименту изделий керамика двух этих центров отличалась другу от друга. Керамика бухаро-самаркандской школы имела охристо-желтый и зеленоватый колорит, что было связано с применением свинцовой глазури. По составу узоров и видам изделий она ближе к ферганской школе керамики.

Ранее мастера, изготовляющие плоские изделия назывались косагар, т.е. мастер по плоским и невысоким формам (коса-чаша) и кузагар -мастер - изготовляв¬ший высокие, вытянутые вверх изделия (куза-кувшин). В настоящее время такая классификация теряет прежнюю обязательность - некоторые мастера изготовляют как плоские изделия, так и кувшины, вазы и др. По своим высоким технологическим и художественным качествам в конце XIX - начале ХХ в. ведущее место, безусловно, занимала риштанская керамика, локальные которой определяются голубым колоритом и характером орнамента. Он включает в себя геометрические и растительные узоры, знаки-символы, предметные изображения, элементы зооморфных и антропоморфных мотивов. Своеобразной чертой орнаментики гиждуванской керамики этого периода являлось обилие в ней элементов зооморфного характера. Сочной, теплой гаммой и свободным живописным рисунком отличались изделия мастеров Шахрисябза. Керамика Хорезма обладает своими неповторимыми особенностями. Наиболее распространенным и чуть ли не единственным видом хорезмской керамической посуды является "бадия" - крупные блюда с вертикально приподнятыми бортами.

К середине 20 века ряд центров керамики прекратил свое существование, были утеряны технологические и художественные традиции. Сегодня восстановлен ряд центров поливной керамики (Шахрсиабз, Байсун), создаются условия для успешной реализации изделий мастеров-керамистов, налаживается система ученичества в керамике. Сегодня найциональная керамика производится в таких центрах как Риштан, Гурумсарай, Андижан, Ташкент, Бухара, Самарканд, Ургут, Гижудван, Денау, Байсун, в селениях Маддыр и Каттабаг недалеко от Хивы. Многие из ведущих мастеров керамистов получили высокие звания – среди них немало народных мастеров, заслуженных деятелей искусств и академиков. Так, звания академиков Академии художеств Узбекистана получили мастер из Риштана Шарафиддин Юсупов, из Гижудвана - Алишер Нарзуллаев, из Ташкента - Акбар Рахимов и самаркандские керамисты Ш.Азимов и Х.Хакбердиев.

Spell check
Данный веб-сайт имеет систему проверки орфографии (Ctrl+Enter)