Гиламдузлик (ковроделие)
Область: Знания и навыки, связанные с традиционными ремеслами
Порядковый номер: 05.03
К одним из самых трудоемких художественных промыслов относится ковроделие, традиции которого в Узбекистане восходят к древним временам. Такие виды текстиля как ковроткачество и кошмоваляние, сырьем для которых служила шерсть овец, верблюдов, были развиты в основном в скотоводческой, кочевой среде.
В домонгольский период особой славой пользовались ковровые изделия тюркских племен огузского происхождения, в эпоху Темуридов активно взаимодейстовали традиции иранского и тюркского ковроделия, а начиная с 16 века в Мавераннхре получают распространение ковровые изделия узбекских племен из Даштикипчака. Этот исторический симбиоз традиций ковроделия различных тюркоязычных народов составляет этнокультурную основу национального ковроделия Узбекистана. К концу XIX в. ковроделие из домашнего промысла удовлетворяющего внутренние нужды хозяйства становится промыслом, приносящим постоянный доход. Одним из главных рынков по продаже ковров становится Бухара, где реализовывались продукция мастеров всего региона. Поэтому широко распространившееся определение «бухарские ковры» не всегда точно отражает локальные особенности изделий, о которых идет речь.
Ковроткачество Узбекистана по технике исполнения можно разделить можно разделить на длинноворсовые, коротковорсовые и безворсовые виды изделий. Ковровщицы ткали разных размеров ворсовые постилочные ковры, полотнища для завертывания постели при переездах «бугджому», ковровые ленты для скрепления остова юрт «кур», «баскур», безворсовые шерстяные паласы – гаджари, кохма, терме, такыр гилям, вещевые мешки – «напрамач», переметные сумки – «хурджун». Орнамент ковровых изделий узбекского ковроткачества отражал многообразный мир номадического мировоззрения, в котором преобладали космогонические и зооморфные мотивы, выраженные в правильных преимущественно геометрических линия и формах рисунка.
Из ворсовых изделий наибольший интерес представляли андижанские и самаркандские ковры, а также предметы убранства каракалпакской юрты. Как правило центральное поле андижанских ковров занимает повторяющийся крестообразный мотив, а в орнаменте каймы ведущим является мотив «волна». Среди самаркандских изделий них своей оригинальностью выделялись высоковорсные пушистые ковры «джулхирсы» (медвежья шкура). Они имели удлиненную форму и нередко сшивались из узких полос. По своим художественным особенностям можно в одну группу объединить изделия безворсового ковроткачества узбекских племен, проживавших в районах современной Джизакской области. По стилю они близки изделиям узбекских племен кунгратов, проживающих преимущественно в Байсунском районе Сурхандарьинской и Дехканабадском районе Кашкадарьинской областей . Здесь изготавливаются паласы, выполненные в сложной узорной технике "гаджари", "терма", кохма такыр гилям и др. Особой красотой отличаются ковры «ок-энли», выполненные в смешанной технике вышивки и ковроткачества. Своеобразная школа ковроткачества, продукция которой известна под названием «араби гилям», сформировалась на территории Кашкадарьинской области у потомков арабов, осевших в этом районе в VIII–XVI вв. Основная их ковровая продукция состояла из постилочных паласов «бозор гилям», и дорогих свадебных ковров «кыз гилям», а также вещевых настенных мешков – карчин, торба, переметных сумок – хурджинов, молитвенных ковриков – джойнамозов.
В настоящее время живет и развивается искусство ковроделия в Хорезме, в Самарканде, Ургуте, Нурате, Ферганской долине, Кашкадарьинской и Сурхандарьинской областях. Народные мастера, создавая новые ковровые изделия, заимствуют и возрождают глубокие традиции ковровых изделий прошлого. В период Независимости в ряде городов Узбекистана было налажено производство шелковых ковров, что стало новым явлением в национальном ковроткачестве.