Кандакорлик (чеканка)
Область: Знания и навыки, связанные с традиционными ремеслами
Порядковый номер: 05.02
Одним из древнейших видов прикладного искусст¬ва Узбекистана является искусство обработки металла. Об этом свидетельствуют уникальные бронзовые изделия из Сапаллитепа и Джаркутана 15 в до н.э., сакские ритуальные котлы 5-4 вв. до н.э. и другие исторические артефакты.
Истинными шедеврам торевтики признаны изделия из золота и серебра, созданные согдийскими мастерами 5-8 вв. Великолепные произведения художественной чеканки демонстрируют произведения из бронзы и меди 9-нач.13вв., а также золотая, серебряная и бронзовая посуда эпохи Темуридов.
Основные школы и центры традиционной чеканки Узбекистана сформировались в рамках узбекских ханств в XVII - начале XX вв. Медно-чеканные изделия были частью городского ремесла. Главными центрами производства чеканных изделий в это время выступали: Бу¬хара, Хива, Коканд, Самарканд, Карши, Шахрисабз, Ташкент. Наибольшей известностью и популярностью пользовались изделия бухарских и хивинских чеканщиков, отличающиеся красотой и пластичностью формы, строгостью и богатством мотивов орнамента. При этом наличие или обилие медно-чеканных изделий служило показателем социального положения и имущественного состояния хозяина. Ведущей техникой обработки поверхности медных изделий является глубокая гравировка - кандакори, менее глубокая - чистая гравировка – чизма. Кроме гравировки узбекскими мастерами употребляется прорезная чеканка – шабака, реже использовалась техника инкрустации камнями или проволокой. Набор инструментов медников и чеканщиков во всех центрах примерно одинаковый. Чеканщики используют резцы с различными конфигурациями наконечников (калам), циркуль (паргор), молоток (болга), инструменты для шлифовки (ранда) и др.
Изделия XIX - начала XX веков разнообразны по формам и функциональному назначению. Особую популярность среди них получили богато декорированные изящные кувшины для воды и чая, имевшие разные наименования и отличавшиеся по силуэтам и формам всевозможные чашеобразные сосуды для воды, молока, фруктовых соков и напитков, сладостей и фруктов. Кроме них, в состав домашней утвари входили подносы, ведра, сосуды для перевозки пищи, черпаки для воды, жаровни, футляры для керамических чаш, вазы, кувшины, тазики для умывания, различные бытовые изделия - сосуды для хранения мелочи, шкатулки, приборы для курения, табакерки, письменные наборы - пеналы и чернильницы, светильники, а также ритуальные предметы - чаши для подаяний и курильницы, охотничьи барабаны и т.д.
Мотивы узоров чеканных изделий довольно типичны и встречаются в орнаментике других видов узбекского декоративно-прикладного искусства. Распрост¬раненный орнамент ислими - вьющийся растительный узор - имеет множество вариантов. Геометрический орнамент гирих носил в основном вспомогательный характер. Зооморфные изображения, употреблявшиеся в стилизованном виде, встречались редко. К концу XIX - началу XX веков в чеканке Ферганы, а затем и Бухары и Самарканда появляются изображения архитектурных памятников, в кокандских изделиях чеканки вводятся изображения образов фантастических существ.
К началу 1970-х годов резко сократилось количество мастеров и центров чеканки. Перестала изготовлять чеканные изделия во многих центрах Узбекистана. В наше время центры чеканки восстановлены, развивается система ученичества. Сегодня мастера традиционной чеканки работают в таких городах как Ташкент, Шахрисабз, Коканд, Фергана, Бухара и Хива. Новым явлением стало участие мастеров чеканки в оформлении интерьеров культовых сооружений – мечетей, медресе, а также традиционных по стилю кафе и чайных заведений. Изменения коснулись и орнаментального стиля, мастера чеканки пытаются обновить эстетику оформления изделий, включая в декор новые узоры, активно включат в декоративное оформление приемы инкрустации полудрагоценными камнями и т.д.