Yunus Rajabiy Berta Davydova Viktor Uspensky Mukarram Turghunboeva
01 / 04

Yunus Rajabiy

02 / 04

Berta Davydova

03 / 04

Viktor Uspensky

04 / 04

Mukarram Turghunboeva

Зардузлик (золотое шитьё)

Область: Знания и навыки, связанные с традиционными ремеслами
Порядковый номер: 05.01

 

Высшую форму городского ремесла представляло золотое шитье, которое, судя по находкам археологов и сведения письменных источников, имела на территории Узбекистана глубокие исторические корни.

В конце XIX - начале ХХ века центром золотошвейного промысла была Бухара. Из литературных источников известно, что во 2-й половине XIX в. в резиденции бухарского эмира Арке существовала большая придворная мастерская золотошвеев. Кроме того, в эти годы уже функционировало более 20-ти крупных частных мастерских. Небольших мастерских, часто ограниченных семейным кругом, было, очевидно значительно больше, чем зафиксировано в исторических хрониках. Золотошвейным ремеслом в этот период занимались, главным образом, мужчины. Но если заказов было слишком много, то в роли помощниц нередко выступали и женщины - близкие родственницы мастеров.

В этот период золотой и серебрянной нитью расшивали множество предметов домашнего обихода: чимилдик (занавес, разделявшая комнату на 2 части), джойнамаз (молитвенный коврик), тахмонпуш (покрывало для постельных принадлежностей), мелкие изделия вроде мешочков для денег, чая, печатей, ножны для ножа, отдельные части конского снаряжения : зинпуш (чепраки), даури (попона), йолпуш (покрывало для седла).

Золотошвейным узором украшали многие детали женского праздничного костюма : пешонабанд (головной налобный убор), сарандоз, румол (головные платки или накидки), кальтапушак (головной убор замужней женщины), курту (платье), зохи-курту (золотошвейная тесьма, обрамляющая передний вырез платья), кальтачу (верхний женский халат), дуппи (тюбетейку), пойча зардузи (женские шаровары), махси (бархатные или суконные сапожки с мягкой подошвой, кауши (туфли с низким задником), попуш (туфли с тонким загнутым носом), паранджу (верхняя одежда типа халата, одеваемая на голову).

Для золотого шитья использовались такие ткани, как бархат, привозной и местный, шелк, атлас, кисея, сукно, шерсть, местная полушелковая ткань "алоча", кожа. Основным материалом для золотого шитья служили различные сорта металлических нитей. Технология золотого шитья представляла очень сложный многоступенчатый процесс. Материал, выбранный для изделия попадал в руки дворцового закройщика, который по существующим образцам и соответствующей мерке раскраивал его. Раскроенный материал поступал к рисовальщику, который свои рисунки представлял эмиру, и только после его одобрения они поступали к золотошвеям.

Сами бухарские золотошвеи выделяли несколько видов золотого шитья: 1) "зардузи-заминдузи" - сплошная вышивка фона золотом, 2) "зардузи-гульдузи" - шитье по рисунку, вырезанному из бумаги, 3) "зардузи-гульдузи-заминдузи" - комбинированная техника шитья, сочетающая два первых вид, 4) "зардузи-беришимдузи" - комбинированное шитье, 5) "зардузи-пулякчадузи" - сочетание золотого шитья с нашитыми блестками.

Орнамент золотого шитья преимущественно растительного характера, реже геометрический. Основными его мотивами являлись розетки, пальметки, кусты, деревья, ветки, вазоны с цветами, миндаль, гранат, черешня, виноград. Определенные растительные мотивы, как скажем, "гули - чинни" - хризантема, "гули-кашкари" - кашгарский цветок - свидетельствуют заимствовании бухарскими золотошвеями рисунков китайского фарфора, который издавна завозился в Центральную Азию, и был особенно популярен среди бухарской элиты XIX -нач. XX веков.

В период 1920-1980-х искусство золотого шитья переходит в сферу массового производства по преимуществу сувенирных изделий. В 1990-е годы в Узбекистане золотое шитье становится широко распространенным видом художественного ремесла, налаживается система ученичества по всей республике, возрождаются лучшие традиции золотошвейного искусства Бухары периода его расцвета.

Spell check
Данный веб-сайт имеет систему проверки орфографии (Ctrl+Enter)