Yunus Rajabiy Berta Davydova Viktor Uspensky Mukarram Turghunboeva
01 / 04

Yunus Rajabiy

02 / 04

Berta Davydova

03 / 04

Viktor Uspensky

04 / 04

Mukarram Turghunboeva

Опыт махалли в сохранении нематериального культурного наследия

Область: Знания и обычаи, относящиеся к природе и вселенной
Порядковый номер: 04.02.02

 

Как известно, махалля является историческим сообществом, созданным по инициативе граждан. Как в прошлом, так и внастоящем махалля, являясь очагом воспитания, обиталищем национальных ценностей, считается своеобразным институтом, сохраняющим нематериальное культурное наследие. Несомненно, узбекский народ в бережном сохранении присущего узбекам национального самосознания, традиций, обычаев и обрядов, опирается на махаллю.

Как отмечается в исторической этнографической литературе, под махаллей понималась территориальная община, объединяющая одну большую семью или несколько малых семей. Махалля является исторической общиной, созданной по инициативе граждан.

Махалля имеет очень древнюю историю и корнями уходит в эпоху бронзы, что находит свое подтверждение в археологических источниках. В государстве Фергана (Паркана) с III в. до н.э. до начала V в. н.э. все вопросы в государстве решал совет старейшин.

Узбекская махалля, являясь колыбелью доброты, очагом воспитания, местом, где сформировались национальные обычаи, обряды и традиции, имело большое значение в воспитании людей взаимно любезными, щедрыми, в формировании своеобразных общественных и общинных традиций. В частности, в Узбекистане махалля организовывала свадьбы и празднества, хашар, совместное празднование праздников и торжества, оказывала помощь нуждающимся и выполняла другие функции.

При руководстве аксакалов махалли организовывались свадебные церемонии (бешик тўй, суннат тўй, никоҳ тўйи) и траурную церемонию, национальная борьба (кураш) и копкари на народных гуляниях (Наврўз, Лола сайли, Ҳосил байрами, Меҳржон).

Именно через проводимые в рамках махалли общественные традиции прививается система этики, основанная на присущих узбекам традициях нематериальной культуры и духовных принципах. К тому же, через эти мероприятия молодое поколение усваивает обычаи, обряды и традиции, в основе которых лежит доброта. По этой причине неспроста у узбеков говорят «Махалля – твой отец, махалля – твоя мать», «Одному ребенку семеро соседей родители ».

В Узбекистане стало традицией накануне праздников Рамазан ҳайит Курбан хайит, Навруза, Дня памяти и почестей, Дня Независимости организовывать хашар в каждой махалле с участием председателей (аксакал) и активистов махалли. В этом процессе председатель махалли уделял большое внимание выполнению молодежью различных обязанностей в обществе, осуществлению своей деятельности, опираясь на опыт, собранный уважаемыми стариками.

Игры, направленные на духовно-этическое воспитание и передающиеся в махалле из поколения в поколение, формировали у детей чувство возможности объединиться в общество. В таких играх, в которые играли девочки, как «читтигул», «яшинмачоқ», «бештош», «меҳмон-меҳмон», «оқ мунчоқдан кўк мунчоқ», а также в распространенных среди мальчиков играх, как «жупми-тоқ», «кўз боғлар», «варрак», «ғиз-ғизак», «ғир-ғирак», «муш кетди», «ов», «ошиқ», «ишти», «хуржун-хуржун», формировалось объединение в общество. Под влиянием общества в сознании детей формировалось стремление, что кто-то должен стать родителями, кто-то предводителем общины, а также подражание старшим. Дети, начиная отдаляться от воспитания родителей, постепенно в кругу сверстников начинали вступать в общество старших.

Таким образом, махалля считается своеобразной школой в восстановлении и развитии исторических ценностей, в передаче нематериального наследия из поколения в поколение, внедрение молодого поколения в повседневную жизнь.

 

Spell check
Данный веб-сайт имеет систему проверки орфографии (Ctrl+Enter)