Yunus Rajabiy Berta Davydova Viktor Uspensky Mukarram Turghunboeva
01 / 04

Yunus Rajabiy

02 / 04

Berta Davydova

03 / 04

Viktor Uspensky

04 / 04

Mukarram Turghunboeva

Обряды вызывания дождя и остановки ветра

Область: Знания и обычаи, относящиеся к природе и вселенной
Порядковый номер: 04.01.01

 

Обряд вызывания дождя. Одним из древних основных хозяйственных занятий узбеков было земледелие, представленное в регионе поливным и богарным земледелием, т.е. когда полив осуществлялся за счет дождя. Если на землях, где осуществлялось богарное земледелие, весной выпадало мало дождей, и начиналась засуха, то тогда проводился обряд вызывания дождя. Этот обряд был известен под такими названиями, как "Суст хотин", "Сут хотин", "Сув хотин", "Чала хотин".

Обряды, связанные с вызыванием дождя, хотя и имели различные названия, нов сущности по выполняемой ими функции были одинаковыми. Обряды и обычаи, связанные с водой, имеющие древнюю историю, если по мнению некоторых исследователей связано с упоминаемой в священной книге зороастризма "Авесте" богиней земли, воды и плодородия Анахитой, то как считают другие, они связаны с зороастрийским божеством дождя Тиштрией.

Обряд "суст хотин" проводился в некоторых кишлаках Джизакской, Кашкадарьинской, Сурхандарьинской, Наманганской областях Узбекистана при участии женщин, а в Шурчинском, Касанском районах и узбеков-лакаев в нем участвовали мужчины. В нем в определенное время десять-пятнадцать женщин одевали на специально изготовленную куклу одежду пожилой женщины, которую несла одна из женщин, а остальные следовали за ней. Процессия заходила в каждый дом кишлака, распевая песню "Суст хотин".

Хозяйка каждого дома обливала шествующих с чучелом водой и давала им приношения. В Чустском районе Наманганской области проводился в среду, считающимся самым благоприятным днем недели для проведения обряда. Сначала делалось жертвоприношение ("ис чиқариш"), предназначенное для душ умерших, готовились чўзма (жаренные на масле лепешки), плов. Для участия в обряде по возможности старались привлечь больше детей, потому что верили, что их молитвы будут приняты, так как они безгрешны. В Ферганской долине имелось также поверье, что можно вызвать дождь, перевернув черепаху на спину.

Обряды, связанные с вызыванием дождя, являясь итогом представлений о духовном мире, связанных с природными явлениями, сохранились сегодня немного в измененной форме, взаимно смешанными с религиозными воззрениями и в рамках традиционных обрядов и традиций.

 

Обряд, связанный с остановкой ветра. У узбеков, когда дул сильный ветер, непрекращающийся несколько дней, проводился обряд по предотвращению сильных ветров, именуемый "Чой момо"."Чой момо" практиковался у узбеков Южного Казахстана, проживающих в окрестностях Туркестана, Сайрама и Чимкента.

"Чой момо", считается фонетически измененной формой слова "чал момо". У древних тюрок слово "чал" использовалось также в значении ветер. Значит, слово "чал момо" означало "бабушка ветер".

Нередко случалось так, что именно в период созревания зерновых культур сильные ветры наносили серьезный урон урожаю. С целью защиты урожая при участии женщин днем проводился обряд "Чой момо". В начале обряда две пожилые женщины из кишлака или махалли, надев старую одежду, измазав лицо сажейи держа в руке посохи, обходя кишлак, распевали песню "Чой момо".

Пожилых женщин сопровождали пять девушек, головы которых были покрыты накидками красного цвета, а также мальчик 7-8 лет, который восседал на осле, везущем большой хурджун. В свою очередь односельчане давали участникам церемонии подношения (пшеница,яица, хлеб и деньги). В конце церемонии жители кишлака собравшись в определенном месте, приносили жертвоприношение в честь покровителя ветра - Шамол ота. В Туркистане обряд "Чой момо" проводили не женщины, а двое мужчин, надевших на голову конусообразную шапку или чалму и измазавших лицо сажей. Сейчас этот обряд практически не проводится в жизни народа, и только сохранился литературе по фольклористике.

 

Spell check
Данный веб-сайт имеет систему проверки орфографии (Ctrl+Enter)