Бойчечак маросими (праздник подснежника)
Область: Обычаи, обряды, празднества
Порядковый номер: 03.02.03
Праздник подснежника - обряд, проводимый у тюркских народов с приходом весны, когда расцветает подснежник, праздник в честь первого цветка весны. В начале таких множества таких праздников, как праздники «Тюльпанов», «Цветов», стоит праздник «Подснежника».
Анализ праздника подснежника показывает, что в древности этот обряд выражал борьбу между зимой и весной. Ученый-лингвист Махмуд Кашгари в своем произведении «Дивану лугатит тюрк» приводит строки о дискуссии между зимой и весной. Эти строки, во-первых, свидетельствуют о том, во времена Кашгари имелись древние песни, в которых нашли отражение представление о борьбе между зимой и весной, во-вторых, заслуживает внимания то, что они соответствуют песне праздника «Подснежника».
Такие обряды и праздники проводились в предгорьях, степях и садах. Этот обряд считался важным в жизни народа и к нему специально подготавливались. Сохранение в обряде компонентов слова относительно в законченном виде свидетельствует об этом. Этот обряд, который сначала проводился при участии взрослых, затем принял форму детского фольклора. Ибо, следы многих забытых обрядов сохраняется именно в составе детского фольклора.
Бойчечагим бойирон,
Гуллар ичра айирон,
Айронингдан ичмайман,
Бахоримдан кечмайман.
Подснежник богатый,
Выделяющийся среди цветов,
Я не буду пить твоего айрана,
Я не откажусь от своей весны.
В этой песенке, исполняемой на празднике подснежника, очевидно отношение исполнителя к зиме и весне. Он, изгоняя зиму, стремится к весне. Когда весна входит в свои права, только что появившиеся подснежники вешаются на веточки и ветки ивы, готовится кукла подснежника, и подготавливаются к обряду жертвоприношения:
Бойчечакни тутдилар,
Тут ёгочга осдилар.
Килич билан чопдилар,
Бахмал билан ёпдилар.
Взяли подснежники,
Повесили на ветки тутовника.
Срубили мечом,
Покрыли парчой.
Дети, держащие подснежники ходили по домам, изгоняя из домов зиму. Чем торжественнее проходил обряд, чем громче исполнялись на нем песни, возвеличивающие весну, тем быстрее зима покидала дома. Считалось, что подснежник, являющийся цветком весны, приносил в дома радость и веселье, счастье и удачу, изобилие и благодать. Хозяева домов давали детям, принесшим подснежники, подарки за то, что они, изгнав зиму, принесли в дом весну. Радоваться, увидев подснежники, проводить ими по глазам, означало победу весны – подснежников, конец зимы и начало весны.
Сегодня обряд подснежника сохраняется в исполнении детей, которые взяв только, что появившиеся подснежники, которые ходят по домам, исполняя песню «Бойчечак/Подснежник», подобно песням рамазан, получая за это специальные подарки. Песни «Рамазан», исполняемые в месяце рамазан, непосредственно сформировались в русле обряда "Бойчечак" в проходящем же в Хорезме обряде "Ашадарози" сохранился форма куклы.
Как известно, представлять себе природу оживленной, считать все живое умирающим зимой и оживающим с приходом весны, интерпретировать, что этот процесс происходит в рамках беспощадной борьбы между зимой и весной встречается в практике всех народов мира. На этом основании большинство народов организовывали обряды с магическим содержанием, специально театрализовано изображающие борьбу зимы и весны. Считалось, что победа весны над зимой в этом борьбе влияет на природу.
Праздник «Подснежника» и связанные с ними песни до сих пор исполняются в различных регионах нашей республики.