Сумалак сайли (Праздник сумалака)
Область: Обычаи, обряды, празднества
Порядковый номер: 03.02.02
Сумалак сайли - органическая часть праздника Навруз, мероприятие, являющееся спутником национальных и общечеловеческих ценностей, яркий образец нематериального культурного наследия. Сумалак, являясь главным блюдом Навруза, считается вкусным и изысканным блюдом.
Согласно некоторым сведениям, история сумалака, который всегда готовился и готовится весной в начале Навруза, насчитывается свыше 3000 лет. В исторических и литературных источниках эпохи АмираТемура также отмечается, что традиции, связанные с праздником сумалака, являются одной из составных частей праздника Навруз.
Такие праздники проводились в степях, садах, на больших городских площадях, регистанах, на рынках, в святых местах, махаллях, и продолжались от одной недели до одного месяца. Сумалак, приготовленный при участии всей махалли, раздавался большинству. Люди перед тем, как отведать сумалак, благодарствуя тому, что дожили до весны, совершали молитвы о том, чтобы год пришел хорошим, благополучным, благодатным. Праздник сумалака соединялся с различными представлениями и пиршествами, песнями.
Наряду с тем, что в порядке проведения праздника сумалака имеется сходство, в разных регионах Узбекистана имеются различные отличия. Например, если в древности в южных регионах нашей республики праздник сумалака проводился в предгорьях, в широких степях, то в больших городах он проводился на больших площадях, где собирался народ. По причине праздника сумалака в местах, где проводились народные гуляния, строились столовые, чайханы, хлебопекарни, начинали работы магазины по продаже фруктов, парфюмерии и бакалейных товаров. Устраивались состязания по купкари-улак и курашу, бои верблюдов, баранов и петухов, бахши исполняли терма и дастаны, демонстрировались представления канатоходцев.
Мышление человечества имеет свою историю. В его слоях нашли свое отражение процесс эволюции сознания, произошедшего до сего дня. В обрядах и обычаях, гуляниях, присущих Наврузу мы можем видеть, что этот процесс приобрел художественный вид. Подобно другим обрядам, у Навруза также имеется присущее ему, выдающееся блюдо, как сумалак, которое считается именно таким обрядовым блюдом. Приготовление самого сумалака осуществляется на основе неизменных традиций, придерживаясь определенных правил и порядка. Сумалак почитается, восхваляется в качестве священного блюда. Песни о сумалаке появились именно в результате таких восхвалений, благословений.
Бахорнинг сен элчиси,
Яхшиликнинг белгиси,
Наврузнинг сен синглиси,
Сумалакжон, сумалак.
Ты посланец весны,
Признак добра,
Ты младшая сестра Навруза,
Милый сумалак, сумалак.
В песне воспевается процесс приготовления сумалака и поднятое настроение, господствующее во время него. Согласно верованиям, каждый человек с хорошим намерением должен был помешать в большом котле, в котором варится сумалак. Тот, кому не посчастливилось помешать в котле, считает себя ущемленным. В тоже время накануне Навруза, когда приготавливался сумалак, забывались обиды, мирились поссорившиеся люди, и все это осознавалось в качестве достоинства начала года – Навруза, сумалака. Приготовление сумалака не являлось просто приготовлением блюда, собравшись вместе, а это означало, что собираются стар и млад, целые сутки, разжигая костер, проводятся игры и веселье, распевание песен, народные игры. Вместе с сумалаком в дни Навруза готовились халим, навруз гужа и другие изысканные блюда.
Такие национальные ценности и традиции, как праздник сумалака, который дошел до нас через столетия, неразрывно связаны с древней историей и духовностью нашего народа, и мы можем увидеть, что в нем нашли свое художественное выражение изменения в природе, религиозные воззрения, в которых нашло свое отражение смена времен года и оптимистические чувства, происходящие в душах наших предков.
Традиции, обычаи и обряды, связанные с праздником сумалака до сих пор широко справляются среди народа.