Yunus Rajabiy Berta Davydova Viktor Uspensky Mukarram Turghunboeva
01 / 04

Yunus Rajabiy

02 / 04

Berta Davydova

03 / 04

Viktor Uspensky

04 / 04

Mukarram Turghunboeva

Обряд “Юз очди” (“Открытие лица”)

Область: Обычаи, обряды, празднества
Порядковый номер: 03.01.06

 

В Узбекистане обряд, осуществляемый после обряда бракосочетания в доме жениха при участии близких родственников и соседей, называется "юз очди". Собравшиеся на обряде дарят невесте, принесенные с собой подарки. Этот обряд в различных регионах Узбекистана называется "Юз очди", "Юз кўрсатар", "Юз кўрсатар", "Бет очар" или"Рўкушон" (таджикское рў - лицо, кушон – открывать).

В обряде "юз очди" невеста выходит к собравшимся с закрытым белым платком лицом в сопровождении свах. После этого один из самых младших представителей семьи при помощи скалки или ветви плодового дерева снимал с ее лица белый платок или покрывало и убегал подальше. В прежние времена после открытия лица невеста раздавала детям, которые являются родственниками жениха, вышитые ей самой платочки. Для открывания лица невесты используется ветка плодового дерева. В этом воплощено пожелание, чтобы плодовитость плодового дерева перешла также на невесту и пусть она будет многодетной. К тому же, то, что лицо невесты открывал маленький ребенок, также говорит о том, что этот обряд осуществлялся с целью, чтобы новая семья была многодетной.

В обряде "юз очди" осуществлялся обычай "супра солди". Этот обычай распространен на всех территориях республики. В Ферганской долине в кругу собравшихся для обряда расстилается скатерть, на которую высыпают чашку муки. Свекровь, взяв из этой муки одну горсть, высыпает ее на руку невесты. Затем невеста высыпает эту муку на скатерть. Это действие повторяется три раза. Причина этого в том, что у узбеков мука считается символом чистоты, света, светлой жизни. По этой причине с добрым намерением с пожеланием того, чтобы жизнь у молодоженов была светлой, а их хозяйство изобильным, проводится обычай "супра солди". В Шахриханском районе Андижанской области на муку, которую должна просеять невеста, ставили сваренное мясо и конфеты. В этом нашло свое проявление пожелание, чтобы невеста была обеспеченной пропитанием, а ее язык был сладким.

В обряде "юз очди" доверенный (вакил ота) и дядя по матери невесты приносили в дом жениха, приготовленный обрядовый плов вместе с котлом. Именно этим блюдом угощают прибывших на обряд гостей. После угощения при участии женщины,руководящей приемом гостей –дастурхончи, женщин и свах проводится обряд "Келин салом" ("Приветствие невесты"). Именно через этот обряд невеста знакомится с самыми близкими родственниками жениха и поочередно принимает подарки, принесенные ими для нее. Если в Элликкале свекровь приветствует невесту, зажав ей подмышку четыре лепешки и навват, то в Карши зажав под две подмышки четыре лепешки. У узбеков хлеб считается символом целостности пропитания, сытости. Поэтому когда приветствуют невесту, выбирают хлеб. Для проведения приглашаются специальные женщины лапарчи, исполняющие "келин салом". В свою очередь женщины лапарчи поют песни, упоминая в них родителей, родственников и других близких людей жениха.

Spell check
Данный веб-сайт имеет систему проверки орфографии (Ctrl+Enter)