Yunus Rajabiy Berta Davydova Viktor Uspensky Mukarram Turghunboeva
01 / 04

Yunus Rajabiy

02 / 04

Berta Davydova

03 / 04

Viktor Uspensky

04 / 04

Mukarram Turghunboeva

Никох (обряд бракосочетания)

Область: Обычаи, обряды, празднества
Порядковый номер: 03.01.04

 

«Никоҳ», являясь арабским словом, означает официальное оформление шариатом брак, семейный союз. Праздник бракосочетания в различных местах нашей республики называется, как «никоҳ тўйи», «ижоб тўйи», «уй туширар тўйи», «катта ялоқ қизартирар тўйи».

В системе бракосочетания имеется ряд обрядов, как «уй кўрар» («қиз кўрар»), «совчилик», «сеп тахлар», «тўққиз бериш» («тўққиз тавоқ»), «қиз оши» («қизлар мажлиси»), «келин тушириш», «бақон тутиш», «юз очди», «келин салом», «чорлари» и связанные с ними обычаи. Они сохранились до сих пор и их придерживаются.

Женитьба начиналась первоначально с обряда «уй кўрди» или «қиз кўрди» (смотрины дома/невесты). Как известно, в прошлом свадьба проводилась только по воле и согласию родителей. Этот обычай сохранился в некоторых местах до сих пор. Когда юноша достигает совершеннолетия, то ему ищут достойную девушку. Мать, тетя по отцу, или одна из тетей по матери юноши, посещая дом приглянувшейся девушки, с причиной "пришли в гости" смотрят девушку; присматриваются к чистоте двора и порядку в доме; отправляют сватов в дом той девушки, которую посчитали приемлемой. У узбеков сваты делятся на больших и малых. После того, как «малые сваты» (в основном женщины) возвращаются из дома невесты, решив дело, вслед за ними оправляются «большие сваты» для определения расходов на свадьбу, а в некоторых местах размера калыма. Во многих местах сватать отправлялись дяда жениха по матери и уважаемый в народе красноречивый «аксакал». Если отказ со стороны родителей невесты выражался различными символическими знаками (наливание воды в обувь, повернуть обувь), то признаком их согласия являлись изысканные блюда, которые подавались сватьям.

Одним из видных обрядов в системе бракосочетания являлась помолвка – фотиҳа тўйи (кичик тўй, в некоторых местах муборакбод тўйи). В последний визит сватов назначался день помолвки. На фотиҳа тўйи, который проводился в доме будущей невесты, также приглашались уважаемые старцы, аксакал общины и в этот ден проводился обряд «нон синдириш» (разламывание хлеба). В конце фотиҳа тўйи по взаимному согласию сторон назначался день свадьбы и бракосочетания. Псоле в промежутке между фотиҳа тўй и до большой свадьбы (катта тўй) сватья проводят такие обряды, как «товоқ қайтариш», «кўрпа солди», тўққиз, «қиз оши (қиз мажлиси)» каби. Сторона жениха на праздниках отправляла невесте подарки.

В день свадьбы или за день до нее сторона жениха оправляет в дом невесты приготовленный плов или все необходимое для его приготовления. В доме невесте раздают жителям махалли и родственникам плов. В большинстве случаев в тот же день раздают плов в доме жениха.

В день свадьбы или за день в доме отца невесты проводится обряд бракосочетания. Жених прибывал в дом невесты с близким другом, дядей по матери.Имам, разъяснив жениху обязанности и права молодоженов, а также получив согласие невесты через ее сваху, читал «хутбаи никоҳ» (молитва венчания).

До того, как жених забирал невесту к себе домой проводились такие обряды, как «келин яширар», «тўш талашар», «ит ириллар», «чироқ айлантирар», «кампир ўлди», «кампир туш кўрди»,«соч сийпатар», «ойна кўрсатар», «қўл қисар», «тўшак тўлдирар», некоторые из которых сохранились и сегодня. После того, как невеста в доме жениха трижды обходила вокруг костра и входила во внутрь дома, проводили обряды «бўсағадан тавоб олиш», «тўй аҳлига салом бериш», а на следующий день после свадьбы обряды «бет очар», «келин салом».

Spell check
Данный веб-сайт имеет систему проверки орфографии (Ctrl+Enter)