Дорбозлик (искусство канатоходства)
Область: Исполнительское искусство
Порядковый номер: 02.06.01
Дорбозлик – один из самобытных и уникальных направлений зрелищного искусства Узбекистана; искусство представления на высоко установленном канате, а также одним из жанров циркового искусства. При этом демонстрируется мастерство удерживать равновесие в любых условиях. Искусство эквилибристики на канате появилось примерно 2,5 тысяч лет назад на Востоке, затем распространилось по всему миру. Канаты раньше были невысокими, упражнения и трюки также были простыми.
С истечением времени игры стали совершенствоваться, подниматься все выше и выше. Начиная с XVIII века это искусство стало демонстрироваться на цирковой арене и превратилось в неотъемлемую часть циркового искусства, получив новый цикл развития.
Дорбозлик – искусство канатоходцев, жанр народно-зрелищного искусства в Узбекистане (дор уйин, симбозлик, симдор, сим уйини, катта ва кичик дор уйини). Сам термин дорбозлик или дор уйин получил распространение в нашем регионе в ХIV- ХVI века, как «уйин» буквально «игра» или «зрелище» на больших площадях. Дорбозлик является очень популярным и массовым жанром народно-зрелищного искусства, бытующего во всех областях Узбекистана и Республики Каракалпакистан, хотя оно сформировалось в Ферганской долине, в частности, в городах Кува и Асака. Дорбозлик имеет древнюю историю. Некоторые источники свидетельствуют, что еще во дворце Амира Темура устраивались великолепные представления с участием канатоходцев. Есть сведения, что узбекские канатоходцы в прошлом демонстрировали свое искусство в Китае, Индии, Афганистане, Иране, в России и других странах (ХVIII – ХIХ века). В ХIХ – начало ХХ века дорбозлик распространяется на всей территории Туркестанского края, а Ташкент становится центром бытования данного искусства и демонстрации их на больших ярмарочных и базарных площадях. В прошлом «кочевые» выезды семейных династий дорбозов Ферганской долины, бродячий образ существования, позднее выход дорбозов на цирковую арену, гастроли семейной труппы Ташкенбаевых по всему миру способствовали сохранению, функционированию семейных групп дорбозов по всей республике, популяризации представлений дорбозлик далеко за пределами Узбекистана.
Дорбозы на привязанных к опорам высотой 25-30 метров канате, держа в руках лангар (длинный шест для балансирования), искусно выполняли различные трюки: бегали вперед и назад, прыгали, ходили, привязав на ноги ножи или подносы, завязав глаза, надев на голову мешок или казан, танцевали на одинарной или двойной лесенке. Выступления канатоходцев сопровождались с представлениями полвонов, иллюзионитов, танцоров, кызыкчи и аскиячи (скоморохов, шутов, клоунов, силачей, острословов), а также традиционными цирковыми номерами, такими как ходули, фокусы, акробатика, эквилибристика, жонглерство, дрессированные медведи, змеи, обезьяны, лошади, козлы и т.д.
В начале 30-х годов ХХ века дорбозлик из открытых площадок входит в закрытое помещение – на цирковую арену, формируя сценическое искусство канатоходцев, причем не только катта (большой) дор, но и кичик (малый) дор, названий симдором. Изменились технические средства, оборудования (например, вместо шерстяного каната трос, вместе деревянных стоек - металлические), для дорбоза – ремни безопасности (в прошлом их не было). Именно дорбозлик стал основой формирования узбекского цирка. И родоначальником новой формы представлений стала семейная династия Ташкенбая Эгамбердыева, который несмотря на преклонный возраст одновременно выступал на обоих дорах. В репертуар канатоходцев были внесены некоторые изменения. Благодаря использованию средств страховки на канате начались исполняться новые сложные трюки: совместные выступления нескольских канатоходцев – забирание на плечи или голову партнера, зависание двух ребят на концах лангара, прыжки на канате через канатоходца, кувыркание, вставание вверх ногами, трюки на трапеции и др., при этом традиционные трюки с коромыслом, ножами, прыжки, поддержки сохранялись.
Ныне в Узбекистане, наряду с профессиональными труппами дорбозов "Узгосцирка"- "Дорбозы Узбекистана", функционируют более 40 народных семейных групп дорбозов во всех регионах республики. Это семейная династия дорбозов Юнусали Газиева (Андижан), народная труппа дорбозов и палванов семейной династии Турсунали Мадаминова (Фергана), семейная труппа дорбозов Баходира Дадажанова (Наманган), группа дорбозов семьи Уктама Юсупова (Андижан) и др. Дорбозлик внесен в Национальный перечень НКН. Узбекские дорбозы выступают во многих зарубежных странах. Примером тому, участие семейной династии дорбозов Ташкенбаевых – Алимжана, Тахира и Мурада во многих международных фестивалях и конкурсах зрелищного искусства. Для сохранности и популяризации дорбозлик в республике проводятся фестивали и конкурсы дорбозов (последняя, 2014-2015), телефестивали "Майдон томоша санъати" и "Кухна замин оханглари" (2012-2014), научно-практические семинары и конференции (2015 г.,ноябрь Республиканская конференция "Проблемы развития и популяризации традиций дорбозлик" в Республиканском колледже эстрадного и циркового искусства с участием всех семейных трупп дорбозов). Проводятся научные исследования, издаются книги, выпускаются фильмы Узтелерадиокомпании, например, "Дорбозы Ташкенбаевы"; в 2012 году операторами из Германии снят фильм "Дорбоз" о деятельности трупп У.Юсупова (Андижан) и Т.Мадаминова (Фергана). Ныне идет процесс омоложения трупп дорбозов, в некоторых участвуют и девушки. Дорбозлик – семейная традиция, вместе со знаниями и навыками, традициями представлений по методике "устоз-шогирд"(мастер-ученик), из поколения в поколение передаются и реквизиты дора, предметы и артефакты. Традиции дорбозлик осваиваются в Республиканском колледже эстрадного и циркового искусства. Труппы дорбозов постоянные участники праздников Навруз и Мустакиллик, международных туристических ярмарок и др. В 2015 году искусство дорбозлик Узбекистана рекомендован для внесения в Репрезентативный список ЮНЕСКО.