Yunus Rajabiy Berta Davydova Viktor Uspensky Mukarram Turghunboeva
01 / 04

Yunus Rajabiy

02 / 04

Berta Davydova

03 / 04

Viktor Uspensky

04 / 04

Mukarram Turghunboeva

Танцы Ферганской долины

Область: Исполнительское искусство
Порядковый номер: 02.05.04

 

Основу ферганского танца, сформировавшийся в Ферганской долине, составляет свободный стан, легкие и выразительные походки, многогранные, хорошо отточенные и выразительные движения рук, кисти и пальцев, взгляды, вздохи, кивания и т.д. В мужских танцах главенствуют смелые движения, а женские – отличаются грациозностью и блеском.

Ферганский танец имеет истоки от «Катта уйин» (большой танец), который сформировался и предназначался в основном для площадей, и «кичик уйин» (малый таней), исполняемого в гостиных и дворах. «Большой танец» включал в себя 280 стилей, отражающих посредством танца сюжетные действия. Среди них дошедшие до нас стили, образующие определенные танцевальные формы и движения: рез, титратма, шох, гул уйин, йорга, сарбози, чарх, хаккони, ором, жилвони, сахта, дучава, рог, катта само, яллама, кайтарма, дупоя (оксатма), олма-анор.

«Малый танец» состоял из лирических, страстно-проникновенных танцев, исполняемых народными танцорами и профессионалами при пении песенных жанров ялла и лапар под аккомпанемент доиры и других национальных инструментов. В Фергане особо выделялись танцы в исполнении певиц - яллачи (в частности, «Дучава», «Яллама», «Кора соч», «Кайтарма», цикл танцев «Тановар»), а также возникший под влиянием уйгурского танца «Андижон самоси» («Андижанская полька»), наплясываемая парнями.

Мужчины танцуют в бязевых и шелковых камзолах, легких халатах, шароварах и кушаках, красивых тюбетейках, узконосых красочных сапогах. Женщины используют платья из ханатласа и бекасам (ткани местного ручного производства), чаще из белого крепдешина с воротником; изящные безрукавки, парчовые жилеты, шелковые штаны, платки, косынки (паранг, дурра); на ногах с небольшими каблуками туфли, разные украшения и аксессуары.

Одним из популярных ферганских танцев является «Тановар», впервые исполненная на сцене Мукаррам Тургунбаевой, по сюжету, полная томления и жажда встречи со своим возлюбленным танец девушки. В танце движения головы, рук и ног, а также корпуса, очень плавны и изящны.

В начале ХХ века были популярны такие танцоры и танцовщицы, как Маккайлик (Уста Мухаммаджан), Хамдамхан, Салих Ходжи Баратов, Атаходжа Саидазимов, Юсуфджан-кызык, Адалятхан, Шарафат-сатанг. В возрождении и сценического воплощения ферганского танца в ХХ веке, его обогащения новыми элементами большая заслуга принадлежит Юсуф кизик Шакарджанову, Уста Алиму Камилову, которые стали постановщиками групповых и сольных танцев как для мужчин, так и женщин. Тамара-ханум, Мукаррам Тургунбаева, Розии Каримовой, Гавхар Рахимовой, и позже Кундуз Миркаримова, Дилафруз Джаббарова, Кизлархон Дустмухамедова, Маъмура Эргашева и другие используя опыт наставников продолжили традиции ферганского стиля.

В настоящее время ферганский танец развивается и пропагандируется как профессиональными, так и самодеятельными ансамблями танца и ансамблями песни и пляски. Каждые 2 года проводиться Республиканский конкурс танцоров имени Мукаррам Тургунбаева, который выявляет молодых исполнителей не только ферганского, но и остальных направлений танцевального искусства Узбекистана.

Spell check
Данный веб-сайт имеет систему проверки орфографии (Ctrl+Enter)