Yunus Rajabiy Berta Davydova Viktor Uspensky Mukarram Turghunboeva
01 / 04

Yunus Rajabiy

02 / 04

Berta Davydova

03 / 04

Viktor Uspensky

04 / 04

Mukarram Turghunboeva

Сурханские танцы

Область: Исполнительское искусство
Порядковый номер: 02.05.03

 

Сурхандарьинский танец отличается своеобразием, формирование и развитие которой связано с древнейшим кочевым укладом жизни и культурой населения южного региона Узбекистана.

Женские танцы более проникновенные и яркие, в них отражается легкая и бодрая походка, выразительные движения рук, плавная постановка корпуса, во время танца танцовщицы всегда пользуются бытовыми атрибутами – деревянными ложками, чигирик (прялка для наматывания пряжи нитки), чирок (светильники) и др. Мужские танцы – более подвижные, ярко характерные с постоянными выпрыгиванием ног, с глубокими приседаниями, изящно изгибая корпус, с высоко вытянутыми вверх руками. Чаще они напоминают страстные пляски, таковы «танцы с ножами», «танцы с деревянными тростями». Порой эти танцы напоминают как бы «полеты орлов» (крупных птиц).

В горных районах Сурхандарьи юноши пляшут, плотно сомкнув веки глаз, вытянув указательные пальцы рук – будто указывая на что-то, или, сложив указательные и средние пальцы, кивают. Танец строится на основе четкого ритма, мелодия же должна быть в самих движениях танцора. Даже тогда, когда в сопровождении танца участвуют не только ударные инструменты (доира или нагора), но и инструментальные ансамбли, мелодии которых являются душой танца, рождающие движения.

Как и в других танцевальных школах в танцах Сурхана движения имеют свое название и предназначение. К примеру:
• «толкама» (свободное движение корпусом);
• «тебранма» (круговое движение тела вокруг оси);
• «ирчитма» (прыжки в верх при движении ногами);
• «гажир конди» (движение ногами);
• «канот» (взмахивание руками наподобие крыльев);
• «муралаш» (подглядывание);
• «мулойим» (осторожная походка);
• «шилшила» (движение руками);
• «силтама» (резкое движение рук и ног);
• «учирма» (прыжки стоя на месте) и др.

В женских костюмах используются местные ткани – алача, бяз, жанда, при этом цвета платьев и лозим (шаровары) красного, светло зеленного, голубого, светло желтого цвета. Рукава широкие, подоль и рукава украшаются орнаментом. Сверху платья надевают тонкий камзол, на голове платки из хлопка или тюбетейки с небольшими блестящими бусами (мунчок дуппи или бахмал дуппи (тюбетейка с бусами или тюбетейка из бахмала). Обязательно шеи и руки имеют не дорогие украшения, наподобие бижутерии: билак узук (браслеты), зебигардон (цепь украшений, надеваемых на груди), зирак (серьги), зафабанд, шода маржон (цепь ожерелий), нозигардон (целая цепь коралловых ожерелий), шозик (ожерелье из бусы), кифтак, кукрак тумор (грудное ожрелье). мунчок рурак и култик тумор (бусы и ожерелья, оберегающие от с глаза или порчи) и др.

К мужским костюмам – яктак или оддий куйнак (простые рубашки или рубашки из белого ситца без пуговиц), шолвор (шаровары), на ногах мукки (своеобразная обувь из мягкой кожи) попиш или простые кожаные сапоги. По сезону, сверх рубашки надеваются мужские чапаны из материала алача или жанда. В зависимости от содержания танца одевалась и соответствующие костюмы, отражающие повседневную или праздничную функцию.

Популярные сурханские танцы – «Чангковуз» (танец, сопровождаемый напевами инструмента чанг-кобуз (варган), «Кади» (тыква), «Сузана» (название вышивки), «Кошик» (танец с изукрашенными деревянными ложками), «Чирок» (танец со светильниками), «Лабида холи» (родинка на губах), «Урчик» (приспособление для наматывания нитки), «Подачилар ракси» (танец пастухов), «Чавандозлар» (танец всадников, участников народной игры копкары (козлодранье)), «Бойсун мавриги», «Товук» (танец курицы), «Чоркарс» ( четыре хлопка), «Пичок» (танец с кинжалами), «Якку-як» (самый популярный песенно-танцевальный), «Уфу-жакала» (шутка) и др.

Носителями танцевальных традиций являются Холик Хурсандов, Абдулла Карим оглы, Мулла Жума Дутори (дутори – играющий на дутаре) Шариф оглы, Хожи Болта раккос (раккос – танцор), Орзигул раккоса, Хурсанд Курбон оглы, Мулла Умар Дуторчи, Зикрилла Умаров, Абдухалил Назаров, Шоира Курбонова, Комил Рахмонов и др. Традиции народных танцев возрождаются и популяризируются фольклорными ансамблями «Бойсун», «Булбулигуё», «Шалола» и др.

Spell check
Данный веб-сайт имеет систему проверки орфографии (Ctrl+Enter)