Бухарские танцы
Область: Исполнительское искусство
Порядковый номер: 02.05.02
Бухарский танец сформировался и развивался на территории современной Бухарской области. Он отличается мужественностью и стремительностью движений, обилием различных выпадов, кружений, оборотов, полуоборотов, стоек, рукоплесканий и других элементов. В зависимости от вида танца и места действия череда действий меняется.
В Бухаре распространены женские танцы, которые исполнительницы танцуют, не поднимаясь с колен – «замин бози» (танец земли). Танцовщица исполняет его, сидя на коленях, делая наклоны вниз и вверх, встряхивает нежно плечи, пальцами рук дотрагивается до земли. Бухарские танцы начинаются с движений руками – танцы руками. Разнообразные движения корпуса, декоративные позы, элементы акробатики – перегибание на мостик, круговращение корпуса, удачно вплетающиеся в ткань остальных движений, делают возможным исполнение такого рода танцев, без передвижения.
Самый сложный вид бухарских танцев – ларзон (букв. – встряхивание ладоней рук), танцовщицы с различными украшениями на теле танцуют босыми ногами. Танцовщица встряхивает все части своего тела, словно костер во время огня. Каждое движение имеет свое название и предназначение. К примеру:
• резкое падение на колени на землю («саризонубози» – танец колен);
• откидывание тела в сторону и назад («елка кокиш» или «остинбози» – встряхивание плеч);
• вращение тела в круговую («кажрафтор» – круговые движения; «сарисинабози» – танец груди);
• встряхивание на пальцах ног в положении сидя и стоя («кафт ларзон» – хождение на коленях;
• «синаларзон» – встряхивание полусидя справо налево;
• «кулбанд» – связка мизинцев;
• «пешонабози» – танец головы;
• «доманбози» – встряхивание подола;
• «кафтафшон» – бесконечное встряхивание;
• «карс» – хлопки, «куш карс» – двойной хлопок;
• «чарх» – волнообразное движение и её варианты: «чархи дутарафа», «чархи домон», «чархи миён»;
• «кадам» – шаги и её варианты: «ором кадам», «майда кадам», «жумонда», «кашида», «бишкаста» и т.д.
В Бухаре женщины часто танцуют, украсив свои ноги и руки корсаж мельчайшими колокольчиками – занг (бубенчики), которые обыгрываются во время танца, они почти всегда использует и «кайрак тош» (каменные кастаньеты).
В начале ХХ века были знамениты танцы «Бухоро буйи-буйи», «Талкин», «Уфори баёт», «Сокийномаи баёт», «Гулузорим баёти», «Савти сарвиноз» в исполнении таких искусных танцоров, как Раджаб Али, Джурахан, Эргашча, Нурилло, Ислам Шади, Хамдамхан, Мирзахан, Абдурахим, Искандар, Мастон.
В развитие бухарского танца привнесли свою долю и знаменитые мастера, среди которых Киркиги (М.Хаимова), Червон-ханум, Исахар Акилов, Вилоят Акилова, Тухфахон Пинхасова, Олияхон Хасанова и др. В настоящее время традиции бухарского танца сохраняют и пропагандируют как профессиональные ансамбли «Бухоро», «Мавриги», так и самодеятельные фольклорные и танцевальные коллективы.