Yunus Rajabiy Berta Davydova Viktor Uspensky Mukarram Turghunboeva
01 / 04

Yunus Rajabiy

02 / 04

Berta Davydova

03 / 04

Viktor Uspensky

04 / 04

Mukarram Turghunboeva

Хорезмские танцы

Область: Исполнительское искусство
Порядковый номер: 02.05.01

 

Хорезмская танцевальная школа сформировалась в глубокой древности и веками развивался в Хорезмском оазисе. Это направление богато искристыми движениями рук и ног. Мужским и женским танцам одинаково присуще щелканье пальцами, статные стойки, трясение руками и другие телодвижения, прыжки на колени, придание темпа при помощи точильных камней – «кайрак тош» (каменные кастаньеты) и т.д.

В исполнении юношей-танцоров дошли до нас традиционные танцы, как «Чагалак» (Танец птицы), «Юмронкозик» (Танец сурка), «Норим-норим», «Аликамбар», «Оразибон», «Мури», «Хуббимбай», «Ширин новот», которых отличает глубокое содержание, смысл их наблюдаются в движениях рук и ног, в подвижности корпуса. Танцы «Ашшадароз», «Маком уфари» считаются чисто женскими.

В Хорезме бытовали целые группы оригинальных хивинских мужских танцев – уйин (букв. – игра, пляска), которые состоят из большого количества поз – положений ног и движений рук, при этом все тело находилось в движении с приседаниями, с пристукиванием. Танцор широко расставляет ступни ног, вывернув колени в стороны, при этом медленно и глубоко приседает, изящно изгибая корпус, аккомпанируя себе кайраками (каменными кастаньетами). Женские танцы отличает виртуозность и искристость движений кистей рук, плеч; при этом наблюдается резковатая, акцентированная подвижность всего корпуса. Хорезмским танцам соответствует и своеобразная одежда: мужчины выступали в рубашках - «яктаг» белого цвета обтынутый «бельбогом» (поясной платок), в черных шароварах с мягкими кожаными «ичиг»ами (наподобие сапожек), на голове обязательно каракулевая (меховая) шапка. Женский танцевальный костюм –блестящий материал, шапочка, на шее широкий корсаж традиционных ювелирных изделий.

Самым популярным танцем является «Лязги», темпераментного, полного огненной страсти хорезмского танца, одинаково исполняемый как танцорами, так и танцовщицами. Танец «Лязги» сопровождался соответствующей инструментально-танцевальной мелодией, позднее получает распространение песенный вариант с использованием различных поэтических текстов, но характер мелодии не меняется. Распространено несколько вариантов танца «Лязги» - танец на подносе, танец на кирпиче, сольный и групповой, где изысканная чеканность, сменяется огненной, поистине вихревой пляской. Причем танец начинается с размеренного движения пальцев одной руки, затем другой, далее совместно и постепенно всего корпуса, темп увеличивается, танцоры прищелкивают в такт танца каменными кастаньетами. Этот танец некоторые специалисты относят к истокам появления жизни у человека (Адама). Они считают, что когда бог создал первого человека на земле и не смог оживить его, так как дух не хотел войти в него посредством музыки он вогнал его в тело человека. Танец «лязги», говорят показывает тот процесс оживления человека.

При групповом танце каждый участник танцует в своем стиле. В ансамблевом исполнении танец начинается медленными и простыми движениями каждого участника – начинают оживать сначала пальцы, руки, плечи и затем все тело. После этого сразу переход на сложные движения. С повторением части мелодии танцевальные движения начинают меняться. По мере изменения характера мелодии и усиления ритма танец продолжает «нагреваться», а затем резко заканчивается. Мужские танцы отличаются более мужественным характером, а женские «Лязги» имеют лирический шуточный настрой. Ныне в Хорезме насчитывается 9 вариантов «Лязги», среди которых можно перечислить «Кайрак лазгиси» (Лязги с каменными кастаньетами), «Лаган лазги» (Лязги с блюдцем), «Гишт уйини» (Лязги на кирпиче), а также исполняемые под песенное сопровождение «Кимни севар ёрисан?», «Лайык», «Сани узинг бир ёна», «Гяль-гяль» и т.д.

Среди мастеров искусств, принимавших активное участие в продвижении и развитии хорезмского танца следует отдельно отметить Аннаджан-халфа Сабирову (1885-1952), которая многое сделала для сохранения музыкально-поэтических и танцевальных традиций Хорезма. Она была яркой исполнительницей на гармони, народных песен и песен из дастанов, создателем песен и стихов, обучала танцам и что характерно – это сценическая интерпретация песен, сопровождаемых танцами. Велики заслуги в этом деле таких мастеров, как С.Аллаберганова, Р.Хакимова, Р.Атаджанова (участники ансамбля Аннаджан-халфа), Камбар-бала, Канарак-бала Саидов, Кадырберган Атаджанов, Худайберган ток-ток, Гавхар Матякубова и др. Хорезмское танцевальное искусство продолжает развиваться, благодаря деятельности профессиональных и фольклорных ансамблей.

Spell check
Данный веб-сайт имеет систему проверки орфографии (Ctrl+Enter)