Yunus Rajabiy Berta Davydova Viktor Uspensky Mukarram Turghunboeva
01 / 04

Yunus Rajabiy

02 / 04

Berta Davydova

03 / 04

Viktor Uspensky

04 / 04

Mukarram Turghunboeva

Катта ашула

Область: Исполнительское искусство
Порядковый номер: 02.03.01

 

Катта ашула или Патнис ашула (букв. большая или возвышенная песня, песня с подносом)– присущее Ферганской долине Узбекистана крупное вокальное направление, значительный песенный жанр, своеобразный стиль и прием пения. Исполняется двумя или более (до пяти) певцами поочередно без инструментального сопровождения.

Характерными особенностями катта ашула являются изустность, локальность, импровизационность, профессионализм, свободно ритмическое пение при широком дыхании, хамнафаслик (созвучное напарничество). Катта ашула обладает специфическими особенностями музыкально-поэтического языка, манеры пения и формами бытования. Пение катта ашула доступно профессионально обученным народным певцам (хафиз, катта ашулачи, кори), владеющими сильным и высоким голосом широкого диапазона, а также навыками импровизации. Пение катта ашула требует специальной подготовки по методике «устоз-шогирд» (мастер-ученик), мастерства и виртуозности певцов.

Катта ашула – традиционная песенная форма, которая широко и устойчиво бытовало в прошлом и получило распространение в народной среде. Устная передача навыков и техники пения от мастера к ученику остается основным способом сохранения песни и её духовной ценности. Для неё характерна лаконичность средств выражения и экспрессивность музыкального языка, динамичность музыкального развития и яркая эмоциональность. Образный строй связан с традиционной поэзией лирико-философского склада. Газели А.Навои, Лутфи, Машраба, Хазини, Мукими, Фурката, Завки, Мискина является поэтической основой жанра. С ХХ века используются стихи современных узбекских поэтов (Сабир Абдулла, Чархи, Чусти, Акмал Пулат, Хабиби и др.), а также народная поэзия. По своей тематике катта ашула подразделяются на лирико-любовные, философские, дидактические, религиозные и современные. Истоки жанра в древнейших народно-обрядовых песнопениях, в больших "хвалебных" песнях, как марсия, навха, аёлгу, в земледеческих трудовых песнях с их своеобразным сочетанием речитативного начала и распевности; в чтении двустиший поэтических форм газелей (газалхонлик), написанных в стихосложении аруз. Именно возвышенное содержание стихов, пение в высоких регистрах, исполнение песни на открытом воздухе при большой аудитории во время больших событий, как праздники, народные гуляния, свабедные торжества и предопредели название песни как "катта ашула". Исполнение на высоких тонах, наличие больших кульминаций, доходчивость слов до слушателей и их воздействие присуще этому песенному направлению,

Katta ashula medium 2В народной среде получили распространение и другие наименования песни – ашулаи калон, катта ялла, «правдивая» (хакконий) песня, патныс или патнусаки ашула, ликобча ашула (песня с подносом или тарелкой). Это связано с тем, что во время исполнения певцы держат в руках небольшой металлический поднос или тарелку, которая служит для направления звучания в сторону слушателей, собственного прослушивания голоса и голоса напарника, а также определенного украшения тембра звучания.

Условия бытования катта ашула в ХХ веке, развития их исполнительской культуры способствовали формированию определенных жанровых разновидностей жанра: традиционный – пение двумя певцами в свободной манере без сопровождения (Бир келсун, Оҳ ким, Эй, дилбари жонон); ёввои маком – исполнение шуъбе макомов в свободно ритмическом стиле без сопровождения (Ёввои Ушшок, Ёввои Чоргох, Патнусаки Сегох); ёввои ашула – пение популярных вокальных произведений в жанре ашула в свободно ритмической манере (Ёввои тановар, Ёввои муножот); яккахонлик или вокально-инструментальная разновидность катта ашула в сольном исполнении с инструментальным сопровождением, где ансамбль выполняет функцию второго певца (творческая интерпретация Дж.Султанова: Оҳ ким, Гулизорим қани, Ёлғиз, Топмадим), чолғу йўли – инструментальная версия популярных катта ашула для сольного исполнения на нае, сурнае, танбуре, гиджаке (Ёввои Чоргох).В ХХ веке, наряду в певцами-мужчинами, катта ашула исполняли и женщины (Халима Насырова, Фотима Борухова, Зайнаб Полвонова).

Носителями традиций катта ашула являются не только народные, но и профессиональные певцы, которые осваивали знания и навыки, приемы пения традиционной методикой "устоз-шогирд"(мастер-ученик), функционирующих в Коканде, Андижане, Фергане и Ташкенте, а также в консерватории, колледжах искусств и академических лицеях им.Р.Глиэра и им.В.Успенского. Формирование и развитие жанра катта ашула связано с наличием исполнительских школ мастерства, которые отличаются интерпретацией, стилями пения и носителями. Это кокандская школа (Эрка кори Каримов, Шеркузи Бойкузиев, Хамрокул кори, Мелиқузи Юсупов, Турдиали Эргашев, Расулкори Мамадалиев); маргеланская (Мамадбува Саттаров, Болтабой Раджабов, Джурахон Султонов, Маъмуржон Узаков, группа "Чоргох" под реководством Турдиали Шарипова); андижанская (Фаттоххон Мамадалиев, Одилжон Юсупов, Саиднаби Саидназаров, Джурахон и Эргашвой Юсуповы, Хуршид Хасанов); наманганская (Маллабой Хамидов, Абдулла Газиев, Ибрагим Исаков); ташкентская (Акбар кори и Эшмат Хайдаровы, Очилхон Атахонов, Ориф Алимахсумов, Махмуд Таджибоев, Муножот Юлчиева, Бекназар Дустмуродов, Абдунаби Ибрагимов, Соибжон Ниязов, Дилнура Кадыркулова, Нодира Пирматова). Сохранности и популяризации традиций катта ашула связано с научно-исследовательской и практической деятельностью государственных и общественных организаций – это проведение экспедиций, научные исследования, издания книг и сборников, аудио и видео дисков, выпуск фильмов и телепередач, проведения конкурсов, в особенности, смотров-конкурсов среди молодых певцов, в целях привлечения молодёжи к этому жанру и т д.

Певцы-катта ашулачи были участниками VII Международного музыкального конгресса (Москва, 1971), IV Музыкальной Трибуны Азии (Филиппини, 1976), Европейского фольклорного фестиваля (1985), Фестиваля музыкального фольклора США (1987), Международного музыкального фестиваля "Шарқ тароналари" (Самарканд, 1997-2015), Фестиваля традиционной культуры "Асрлар садоси" (Узбекистан, 2008-2013). Они постоянные участники общенародных праздников Навруз и Мустакиллик. С 1984 года регулярно проводятся республиканские конкурсы исполнителей катта ашула (2013 году в Ташкентской области). Программа Республики Узбекистан "Охрана, сохранение и популяризация катта ашула Ферганской долины", как лучший опыт охраны НКН, была удостоена Диплома и Золотой медали АССU ЮНЕСКО (Япония). Катта ашула 2009 году внесена в Репрезентативный список ЮНЕСКО "НКН человечества".

Spell check
Данный веб-сайт имеет систему проверки орфографии (Ctrl+Enter)