Yunus Rajabiy Berta Davydova Viktor Uspensky Mukarram Turghunboeva
01 / 04

Yunus Rajabiy

02 / 04

Berta Davydova

03 / 04

Viktor Uspensky

04 / 04

Mukarram Turghunboeva

БАХШИЧИЛИК (ИСКУССТВО БАХШИ)

Область: Исполнительское искусство
Порядковый номер: 02.02

 

Народный эпос – культурное достояние узбекского народа. Значение его непреходяще. Эпические традиции берут начало в далеком прошлом, но и у народов Узбекистана (узбеков и каракалпаков) они живут и развиваются и поныне.

Феномен живого эпоса в конце ХХ века сам по себе представляет факт огромного значения для истории культуры. Между тем эпос живет постольку, поскольку живет и музыкально, и поэтически. И это связано с искусством бахши-шаиров (достончи, жырау, баксы, юзбоши, санновчи) – народных сказителей, создателей и хранителей эпических традицией, популяризаторов исполнительства дастанов, сочетающих в себе рассказчика, поэта, музыканта, певца и актера, которые передают своим искусством величайщие творения народа – дастаны. Он является мастером и импровизатором слова-рассказа, искусным музыкантом (мастерски владеет определенным музыкальным инструментом), певцом (владеет навыками традиционного пения), мимикой и пластикой сопровождает действие. Бахши должен знать жизнь и быт своего народа, его культуру, историю своего края. Он должен владеть словарным багажом, умело использовать все формы живого народного языка, игры слов и их орнаментику. Все это связано с искусством бахши – бахшичилик, имеющую многовековую историю развития.

Основные требования к исполнительству дастанов – это заинтересовать слушателя своими напевами, с интересом и привлекательностью вести свой рассказ. А это требует от бахши-шаира постоянного совершенствования своего мастерства, которое идёт от природного таланта и мировосприятия, творческой игры фантазии и в субъективном вымысле исполнителя. В репертуаре узбекских сказителей героико-богатырские, исторические и романические дастаны, которые вобрали в себя древнейшие культурные традиции, память о становлении своего народа, его духовного мира и исторических судеб, его гражданских, нравственных и эстетических идеалов. Содержания дастанов проникнуты идеями патриотизма и гуманизма, преданности и любви, дружбы и братства. При этом свобода фантазии диктует ту мощь эстетического обобщения, которая свойственна лучшим дастанам, народному эпосу вообще, то есть всё направлено художественному воплощению народного идеала. Ведь дастан рассчитан не просто на устное исполнение. Он в равной мере произведение и прозаическое, и поэтическое, и музыкальное. Бахши его не читает, а поёт. Поет в сопровождении домбры или инструментального ансамбля, вся художественная композиция, все образные средства выражения и изображения рассчитаны на это утроенное восприятие слушателей. И все это создает разнообразные и эстетические комбинации, рождает неизмеримо более сложный и обильный спектр слушательских настроений. В дастанах слово, стих, текст несут все-таки основной смысловой и художественный груз того громадного каравана поэтических картин, каким является эпическое повествование. И они намного естественнее, эмоциональнее звучат в музыкальном исполнении.

Народный эпос – искусство слова и музыки, без которого нет ни мимики, жестикуляции и пр. Соответственно в каждом дастане используются от 5 до 36 и более напевов, называемых нола, нагма или бахши куй (напевы бахши), которые отличаются своими музыкальными закономерностями. В ряде случаев бахши используют и популярные народные напевы, характерные для определенной локальной зоны, например, свадебные «Ёр-ёр», колыбельные «Алла», похоронные «Марсия» и др. При этом напевы дастанов могут быть речитативного и песенного склада, короткие или широко диапазонные, более развитые. Основным музыкально-поэтическим жанров в дастане является терма, сопровождаемое собственной игрой на домбре, дутаре или кобузе. При этом каждое терма имеет свое название в зависимости от сюжета.
Поэтические формы, составляющие основную текстовую канву дастана, как правило, передают монологи или диалоги героев, батальные панорамы, описания природы, переживания и настроения героев и т.д., эмоциональней звучат в музыкальном исполнении, сплавленные с мелодией с разнообразием характера. Отсюда в дастанном исполнительство получили распространение две формы пения. Первое бугик овоз (закрытым голосом) – речитативно-гортанное пение в сопровождении домбры (струнно-щипкового музыкального инструмента), характерное для Самарканда, Кашкадарьи и Сурхандарьи, а также для жырау Каракалпакии. В каждом дастане используются от 5 до 15 напевов-нагма, которые могут повторяться. Мелодии короткие, повторной структуры. Характер напевов лирико-драматический, светлый или жизнерадостный, в зависимости от сюжета повествования. Бахши рассказывает нормальным, естественным голос, а при пении использует гортанное пение, которое вырабатывает в процессе обучения. Второе ички овоз (внутренным голосом) – более песенный стиль пения, интонационно-распевное в сопровождении инструментального ансамбля, характерное для эпических сказителей-бахши Хорезма и баксы Каракалпакии.

Сказители всегда желанные гости на семейных обрядах и торжествах, народных саилях и праздниках не только на селе, но и в городе, но тем не менее с конца ХIХ и начала ХХ веков интерес к этому жанру в городах постепенно падает. И неудивительно, что большинство дастанов записываются именно в кишлаках, на пастбищах, среди сельского населения, дехкан и чабанов.

Bakhshi art medium 2Будучи монументальным по своему сюжету, эпические сказания-дастаны требуют большого таланта рассказчика-импровизатора и музыкально-поэтического дара, основательных навыков и мастерства бахши. В Узбекистане сложились своеобразные исполнительские школы сказителей, основанных на традиционной методике обучения «устоз-шогирд» (мастер-ученик), отличающиеся тематикой и формой дастанов, манерой исполнения и составом исполнителей. Наличие в музыкальном искусстве узбекского народа четырех локальных зон нашло отражение и в формировании следующих своеобразных школ мастерства бахши-шаиров – сказителей эпоса: Самаркандская, Кашкадарьинская, Сурхандарьинская, Хорезмская и Каракалпакская.

Самаркандско-Нуратинская школа в прошлом сформировалась на основе Булунгурской и Курганской школ, яркими представителями которой были Фазыл Юлдаш оглы, Эргаш Джуманбулбул оглы, Пулкан шоир, Ислам шоир, Абдулла шоир, Зиядулло Исламов.

Кашкадарьинская школа (центры Шахрисябз, Китаб, Камаши, Чирокчи, Гузар, Дехконабад) известна своими традициями и носителями, для стиля характерно речитативно-декламационное пение в особой гортанной певческой манере (бугик овоз), с использованием коротких напевов-нагма в сопровождении игры на домбре. Среди выдающихся сказителей Абдулла Нурали оглы и Ислом Назар оглы, ученики которых продолжают развивать традиции - это Кадыр бахши Рахимов и его сыновья-Абдукаххар, Абдумумин и Бахрам; Шомурод Тогаев и др.

Сурхандарьинская школа (центры Шерабад, Байсун, Кизирик, Кумкурган, Денау, Шурчи) её чаще называют Шерабадско-Байсунской школой, связанная с именем выдающего бахши - представителя данной школы Шерназар Бекназар оглы (Шерна бахши). Манера исполнения – речитативно-декламационная с особой гортанным пением (бугик овоз) сопровождаемое домброй. Среди носителей эпических традиций Народные бахши Узбекистана Шоберди Болтаев, Абдуназар Поёнов, Боборайим Маматмуродов, Кора бахши Умиров и др.
Большой выразительностью отличается исполнение дастанов Хорезма, которое привлекает слушателей своей музыкально-поэтической и эмоциональной яркостью. Здесь получило распространение напевно-песенный тип дастанов – ички овоз, где основным музыкальным жанром выступает песня в жанрах терма, кошук или ашула, сопровождаемая инструментальным ансамблем. Хорезмская школа сказителей эпоса делится на две ведущие школы: северная, так называемая «Ирони» (Мангитская, ныне территория Хорезма, Каракалпакии и Дашаузской области Туркменистана); южная или Хивинская, так называемая «Ширвани», но при исполнении дастанов эти две группы отличаются только репертуаром и составом музыкантов. Сказители «Ирони» сопровождают дастан игрой на дутаре и гиджаке (причем гиджак традиционный, трехструнный (редко дутар и доира), а «Ширвани» - дутар, буламан и гиджак в прошлом, с ХХ века – тар, кошнай (или буламан) и доира. Ведущими представителями школы «Ирони» являются Худайберген Утегенов, Тенгел Камолов и их ученики; а школы «Ширвани» Бола бахши (Курбонназар) Абдуллаев и его сыновья – Норбек, Мухаммад, Етмишбай Абдуллаевы, Каландар бахши Норметов.

В Хорезме, наряду с мужчинами-дастанчи, особой популярностью пользуются и женщины-сказительницы – халфа-дастанчи, которые пели в прошлом исключительно для женской аудитории. И в их репертуаре значительное место занимали дастаны романического сюжета, например, «Тахир и Зухра». Пение дастанов сопровождается инструментальным ансамблем в составе кул соз (русская диатоническая гармонь) и доира. Исполнение халфа-дастанчи отличается мягкостью, задушевностью и лиричностью (Ожиза халфа).

Народный эпос Каракалпакии, подразделяющий на искусство баксы и жырау, также отличается своей спецификой и исполнительством. Они тоже имеют древнейшие корни и до сего времени пользуются огромной популярностью. Для искусства баксы характерна речитативно-распевная манера пения, сопровождаемая дутаром и гиджаком (традиционный, трехструнный), стиль пения ички овоз, где сочетаются традиции хорезмского эпоса и казахского айтыса. Искусство баксы популярна среди молодёжи, в особенности девушек. Женщины-баксы, сопровождая свое пение игрой на дутаре, более эмоциональны; их пение приподнято светлого характера. Среди носителей Кайратдин Утемуротов, Уралбой Утамбетов, Тенгелбай Каллыев, Зиёда Шарипова, Гулбахор Раметова, Гулнур Хамитова, Замира Ибрагимова.

Древнейшие корни имеет и искусство жырау – манера речитативно-декламационная с гортанной певческой манерой. Пение сопровождается собственной игрой на кобузе (струнно-смычковый инструмент, до сего времени сохраняющий свои исконные традиции изготовления). Сказители-жырау веками были хранителями и распространителями эпических поэм и сказаний (дастанов), среди них Джумабай жырау, Бакберген Сырымбетов, Жонибек Пиязов, Бахтиёр Есемуратов и др.

Узбекский народный эпос свидетельствует о высокой творческой одаренности народных масс, из среды которых вышли народных сказители – бахши-шаиры и дастанчи, создатели и хранители национальной эпической традиции. Многие из них хранили в своей памяти и популяризировали от 20 до 100 ластанов, среди них сказители ХХ века Пулкан шаир более 76 дастанов, Кадыр бахши Рахимов до 72, Фазыл Юлдаш оглы 60, Эргаш Джуманбулбал оглы 50, Мардонакул Авлиёкул оглы 43, Бола бахши Абдуллаев более 20, Юсуф Отаган оглы более 31 дастанов и др. Искусство узбекских бахши до сего времени пользуется огромной популярностью, свидетельством тому приглашения сказителей на семейные торжества и народные праздники. Правительством Узбекистана деятельность и искусство народных сказителей высоко оценены – они удостоены высоких почетных званий «Народный бахши Узбекистана», среди которых Бола бахши Абдуллаев и его сыновья, Норбек Абдуллаев (Абдулла Курбонназаров) и Етмишбай Абдуллаев, Каландар бахши Норматов (Хорезм), Шомурот Тогаев и Абдукаххар Рахимов (Кашкадарья), Зиёдулла Исломов (Самарканд), Шоберди Болтаев, Абдуназар Поёнов, Боборайим Маматмуродов и Кора бахши Умиров (Сурхандарья), Джумабой жырау (Каракалпакистан). А молодые сказители удостаиваются премии «Нихол», среди них Феруз Норматов, Жанибек Пиязов и др.

Традиции эпоса всегда передавались от мастера к ученику, от отца к сыну. Свидетельством продолжения и развития традиций эпических сказаний стало участие в традиционных конкурсах бахши-шаиров, проводимых в Узбекистана с 1975 года (последний в г.Паркенте Ташкентской области в 2013 г.), конкурсы молодых сказителей в городе Китабе (Кашкадарья). Искусство бахши осваиваются молодыми исполнителями в процессе обучения в колледжах искусств Карши, Термеза, Ургенча, Нукуса и педагогических Университетах республики.

Spell check
Данный веб-сайт имеет систему проверки орфографии (Ctrl+Enter)