Феруз
Область: Исполнительское искусство
Порядковый номер: 02.01.05
Феруз (букв. – камень счастья) – широко распространенный и известный в Хорезме вокальный жанр. Пятичастный вокальный цикл: Феруз 1-5. Сформировался на основе шуъбе макомов «Наво» и «Сегох» из цикла «Хорезмские макомы». По своей специфике и стилям исполнения они не входят в число макомных произведений, но по своим музыкально-исполнительским закономерностям ничем не уступают макомам.
Это самобытный вокальный цикл со своими локальными особенностями, олицетворяющий Хорезмский певческий стиль, входящий в репертуар известных певцов Узбекистана. Как вокальный жанр под названием «Феруз» получил распространение в начале ХIХ века, в период правления Мухаммад Рахимхана I (1807-1826), при творческом сотрудничестве известных бастакоров (творцов изустных музыкальных произведений) и певцов. В частности, Феруз 1 и Феруз 2 в свое время пользовались популярностью среди ценителей музыки, ни одно мероприятие или пиршество не обходилось без исполнения этих вокальных произведений. В народе даже распространилось поговорка: если первый – это «золотое кольцо», то второе – «хрусталик жемчуга» к нему, так были созданы прекрасные и предпочтительно развитые песни Феруз. Позднее были созданы и другие варианты Феруз в жанрах савт и уфар, которые и составили вокальный цикл «Феруз». Согласно письменным источникам автором стихов и мелодий считают известного поэта и бастакора Феруза.
«Феруз» псевдоним Хивинского правителя Мухаммад Рахимхана II (1864-1910), который был знатоком музыкальной науки, владел игрой на музыкальных инструментах (танбур и дутар), автором поэтических диванов и музыкальных произведений. Он придавал огромное значение развитию музыкального искусства и именно в его правлении происходит возрождение музыкальной культуры Хорезма, когда традиции макомного искусства были возвеличены до значения государственной важности. Именно во времена правления Феруза стали традиций проведения вечеров поэзии и музыки. Мухаммад Рахимхан Сони является автором ряда инструментальных произведений (Мухаммаси Феруз, Мусаддаси Феруз и др.), которые вошли в состав ряда Хорезмских макомов. Это по его инициативе была изобретена специальная нотопись – «танбурная нотация», которым были записаны цикл Хорезмских танбурных и дутарных макомов. Она использовалась в музыкальной практике «устоз-шогирд» (мастер-ученик) до 40-х годов ХХ века. На основе его стихов созданы многие вокальные произведения (в жанрах сувора, накш).
В прошлом вокальные произведения Феруз наименованием «Эски Феруз» (Старый Феруз) исполнялись на стихи Феруза «Базмга келди ул пари...», но по его велению они стали исполняться на стихи Огахи «Мушкин қошингни ҳайъати, ул чашми жаллод устина» (Феруз 2). Феруз 1 тоже на стихи Огахи «Ваҳ, не балодир билмадим, эй дилрабо, қошу кўзинг». В обоих произведениях стихи очень возвышенного содержания, соответственно и музыкальное оформление их отличаются совершенством: мелодии очень выразительные, интонационно-напевные, с яркими кульминациями в высоком регистре. Феруз 2 более сложной формы, наподобие развитой макомной структуры с наличием высоких ауджей (Намуди Наво и Намуди Мухайяри Чоргох), а Феруз 1 построен на интонациях инструментальной интермедии дастанного (эпического) напева «Нолиш». При этом размер обоих произведений на 3\4 с использованием усуля «Зарбул кадим» (ритма доиры), характерного для музыкальных традиций Хорезма. Последующие произведения цикла «Феруз» в форме и усулях савт и уфар; при этом они тоже в мелодико-интонационном и ритмическом отношении сложны и совершенны. Характер их страстный, жизнерадостный и чарующий с интенсивностью ритма доиры. Интерпретаторами Савта Феруз считают самого Феруза и известного придворного исполнителя макомов Матякуба Позачи (Матякуб Харрата). Пение цикла Феруз требует от исполнителей высоких профессиональных качеств и мастерства. Исполнителем всего цикла «Феруз 1-5» является известный хорезмский певец Ходжихон Болтаев. Феруз 1-2 приобрел в Узбекистане популярность, стал массовым произведением в репертуаре многих певцом, в частности, известный певец Ферганской долины Таваккал Кадыров исполнял их в своем стиле, отличающийся совершенством подачи музыкально-поэтического содержания.