Дутарные и сурнайные макомные циклы
Область: Исполнительское искусство
Порядковый номер: 02.01.04
Дутар (от фарси – две струны) – широко распространенный струнно-щипковый музыкальный инструмент в культуре народов Центральной Азии (узбеки, уйгуры, таджики, туркмены, каракалпаки). Узбекский дутар отличается своим нежным, красивым и выразительным звучанием.
Дутар имеет две шелковые струны, довольно слабо натянутые; звукоряд – до двух октав. В Узбекистане распространены разнообразные по форме и длине дутары (ферганский, кашгарский, хорезмский, бухарский, байсунский и др.). Дутары настраиваются на кварту (Тановар), на квинту (Муножот), в унисон (Куштор). В традиционном исполнительстве дутарное исполнение занимает ведущее место (особенно в женской среде). В ХХ веке в Узбекистане бытовали несколько школ исполнительского мастерства «усто-шогирд» (мастер-ученик), каждый из которых отличался своей спецификой, стилями и носителями традиций (Андижан, Ташкент, Фергана, Самарканд, Хорезм). Среди популяризаторов дутарного искусства М.Нажмиддинов, О.Рустамов, К.Мадраимов, А.Вахобов, Ф.Садыков, М.Юнусов, Т.Алиматов, З.Обидов, О.Касимов, А.Абдурасулов, С.Юсупов, Н.Болтаев, Мадрахим Шерози, Н.Кулабдуллаев, А.Хамидов, М.Зияева и др. Репертуар дутара составляют народные и изустно-профессиональные инструментальные мелодии и произведения, в частности, инструментальные и вокальные произведения Шашмакома, Фергано-Ташкентские макомные инструментальные циклы и произведения.
В ХIХ-ХХ веках в Хорезме получили распространение макомные дутарные циклы, например, «Хорезмской танбурной нотацией» были записаны шесть дутарных макомов – Зихи Наззора-Урганжи, Мискин, Раховий, Ироки, Охёр, Чоки Гирибон и их циклические части. Согласно письменным источникам (Краткая история музыки Хорезма) в исполнительской практике сохранились и используются 11 макомных циклов для дутара (в каждой от 2 до 7 частей) – Ирок, Чапандоз, Могулча, Навои, Садри Ирок, Ровий, Орази бом, Ташниз, Мажнун Дали, Охёр, Мискин. Например, в цикле Зихи Наззора-Урганжи – Зихи Наззора, Талкини Зихи Наззора, Таржиъбанди Зихи Наззора, Каддим хамлики, Талкини Урганжи, Накши Талкини Урганжи, Ийфори Талкини Урганжи или в макоме Мискин – Мискин, Талкини Мискин, Накши Мискин, Ийфори Мискин (Ийфори – в значении уфар). Дутарные макомные циклы и произведения пользуются популярностью; они входят в репертуар известных исполнителей и в учебные программы средне-специальных и высших учебных заведений.
Сурнай – язычковый духовой инструмент, бытующий в культуре народов Ближнего и Среднего Востока (сурнай, сырней, зурна и др.). В Узбекистане получили распространение и локальные разновидности сурная – метар, буламан. Сурнай древний духовой музыкальный инструмент с двойной тростью с гобоеобразным принципом звукоизвлечения. Звук сурная очень характерный, пронзительный, сильно-звонкий, из-за чего этот инструмент всегда используется для игры на открытом воздухе (его называют «уличным» инструментом). Наряду с карнаем, доирой и нагора, он входит в празднично-обрядовый традиционный ансамбль, как вестник примечательных событий в семейной жизни человека (свадьбы), в жизни сообщества (народные праздники, саилы, например, Навруз), а также в зрелищных представлениях (кукольников, канатоходцев и пр.).
В Узбекистане распространены два стиля исполнительства на сурнае – фергано-ташкентский (мензура более широкая, звук красивый, орнаментальный) и хорезмский (мензура менее толще, звучание нежно-звонкое). Кроме сурная в Хорезме бытует и буламан, сурнаеобразный инструмент меньшего размера нежно-матового звучания. В Сурхандарье – разновидность сурная – метар. Особенности звукоизвлечения - кайтарма нафас (возвращающее дыхание) и дам айлантириш (вращающее дыхание) в Хорезме. В репертуар входят народные и изустно-профессиональные мелодии и циклы, в частности, популярны и макомные инструментальные произведения и циклы. В Хорезме популярная мелодия «Хон чикар» (Выход хана), исполняемая ансамблем сурнайистов (сурнай и буламан), основана на мелодии Сакил из макома Наво.
В Ферганской долине пользуются популярностью макомные произведения и циклы для сурная (сурнай мақом йўллари) – Бузрук, Наво, Дугох, Сегох, Ирок, Уззол, Дугох-Хусайни, Мустахзод, Чоргох, Яккахонлик, Беги Султон и др., которые исполнялись на семейных и общественных торжествах и праздниках. Есть отдельные произведения, как «Сурнай Навоси» или «Сурнай Дугохи», так и циклы «Бузрук – Бузрук савти», «Наво - Наво савти - Наво чархи 1-2», «Дугох – Дугох Хусайни – Дугох уфари», «Сурнай Уззоли – Узол савти – Узоол Уфари», «Ирок – Ирок уфари – Ирок дучаваси – Чули Ирок» и др. Напевы, усули и структуры их идентичны с произведениями Шашмакома, но в них своеобразие исполнительских традиций и стилей, свойственных для Ферганской долины. Популяризаторами сурная и сурнайных макомных произведений были известные музыканты – Рустам мехтар (мехтар – руководитель цеха музыкантов в прошлом), Ашурали мехтар, Хамрокул буламан, Ахмаджон Умурзаков, Худойберган Курбан оглы, Абдукаюм ота Азимов, Кадырбой Бабаджанов, Ашурали Юсупов, ныне – Юлдаш Таджиев, Ахмаджон Хожибаев, Матрасул Матякубов и др.
Исполнительские традиции сурнай осваиваются как традиционно – школой «устоз-шогирд» (мастер-ученик), так и системой музыкального образования – в колледжах музыки и искусства, в консерватории (причем исполнитель на сурнае осваивает одновременно буламан и кошнай). Соответственно разработаны учебные программы и учебные пособия, которые используются и в музыкальном быту. Регулярно проводятся конкурсы традиционного исполнительства на сурнае.