Yunus Rajabiy Berta Davydova Viktor Uspensky Mukarram Turghunboeva
01 / 04

Yunus Rajabiy

02 / 04

Berta Davydova

03 / 04

Viktor Uspensky

04 / 04

Mukarram Turghunboeva

Фергано-Ташкентские макомы

Область: Исполнительское искусство
Порядковый номер: 02.01.03

 

Фергано-Ташкентские макомы – явление уникальное и самобытное в системе макомата Узбекистана, бытование которых связано с музыкальной культурой городов Ферганской долины и Ташкентской области в форме отдельных образцов и малых циклов (от двух до семи частей).

Фергано-Ташкентские макомы сформировались на рубеже ХVIII-ХIХ веков на основе шуъбе Шашмакома и музыкальных традиций Ферганской долины; представляют собой самостоятельные инструментальные и вокально-инструментальные циклы с идентичными наименованиями шуъбе. По сравнению с циклами Шашмаком и Хорезмские макомы, Фергано-Ташкентские макомы – это своеобразные большие и малые инструментальные и вокальные циклы на основе определенных шуъбе Шашмакома (как сарахбор, тарона, савт, кашкарча, сокийнома и уфар). Состав инструментальных макомных циклов: 3-хчастные «Мушкилоти Дугох», «Ходжинияз», «Аджам тароналари»; 5-тичастные – «Чоргох», «Насрулло», «Муножот»; 7-мичастные «Мискин», исполняемые сольно (танбур, дутар, най, гиджак) или инструментальным ансамблем. Вокальные макомные циклы: 3-хчастные «Насрулло», 5-тичастные «Чоргох», «Баёт», «Баёт Шерози», «Шахноз-Гулёр»; 7-мичастные «Дугох-Хусайни». При этом каждая часть выделяется соответствующими цифрами (кроме макома «Шахноз-Гулёр»). Стиль пение – сольный – ведущий певец в сопровождении инструментального ансамбля. В некоторых макомах встречаются части с определенными названиями, например, в макоме «Шахноз-Гулёр» 1 часть «Гулёр», 2 – «Шахноз», 3 – «Чапандози Гулёр», 4 – «Ушшок», 5 – «Гулёр уфари»; в цикле «Мискин» 3 часть «Адои» и 4 – «Асири»; а в цикле «Насрулло» 2 – «Чапандоз», 3 – «Кашкарча», 4 - «Тарона», 5 – «Уфар».

Источники обновления музыкального языка макомов обусловлены степенью влияния на них особенностей традиционной музыки Ферганской долины, в частности, жанров ашула, катта ашула, инструментальных мелодий. Все это прослеживается не только в макомном цикле, но и в отдельных самобытных макомных инструметальных и вокальных произведениях, которые носят имена создателей или наименования локальной зоны, например, «Чули Ирок», «Тошкент Ироки», «Коканд Ироки», «Ёввои Чоргох», «Ёввои Ушшок», «Ёввои Тановар», «Сегох», или на основе шуъбе Ушшок – «Хожанд Ушшоки или Ушшок Садырхон хафиза», «Самарканд Ушшоки или Ушшок Ходжа Абдулазиз», «Ташкент Ушшоки или Ушшок Мулла Туйчи» и др. Наряду с ними в Ферганской долине получили распространение инструментальные макомные произведения и циклы для сурная – «Наво», «Сурнай Дугохи», «Сурнай Ироки», «Яккахонлик», «Беги Султон» и др. Они исполнялись не только в городской среде или при дворе правителей, но и во многих народных мероприятиях, как свадьба, народные гуляния-саилы и праздники, в представлениях канатоходцев (дорбозов). Это свидетельство, указывающая на их массовое бытии и глубокую почвенность, где музыкальный язык и диалект ближе к национальным традициям (поэтическими текстами вокальных циклов и произведений являются газели классиков восточной поэзии – Саккоки, Навои, Бабура, Увайси, Нодира, Зебуннисо, Амири, Мукими, Фурката и др.). Макомы Баёт, Чоргох м Дугох-Хусайни сформировались на основе шуъбе Шашмакома (макомов Наво и Дугох) аналогичного наименования; Шахноз-Гулёр на основе шуъбе макомов Сегох и Рост. Строение этого макома значительно отличается от других циклов; её части по содержанию и стилю пения более сложные, отличающиеся богатством мелоса, для которых характерна яркость, выразительность, эмоциональность и оригинальность. Макомный цикл Чоргох приспособлен к традициям и стилю пения Ферганской долины (при этом используемые музыкальные закономерности шуъбе Шашмакома более проще).

В ХХ веке узбекскими бастакорами созданы определенные варианты в ряде макомных циклов, например, Чоргох 6 и Дугох-Хусайни 8 – творчество Юнуса Раджаби; а 5-тичастный Насруллои (вокальный и инструментальный циклы), маком Мискин – 7-мичастный макомный вокальный цикл (стихи Мукими), созданный на основе инструментального цикла Мискин; вокальный цикл Ушшок – Кадимий Ушшок, Зикру Ушшок, Умурзак Палван Ушшок, Фаттоххон Ушшок – творчество известного певца и бастаора Фаттоххона Мамадалиева. Получили распространение и другие варианты Ушшок, как Ушшок Расулкори, Ушшок Орифхон и др.

Фергано-Ташкентские макомы и макомные произведения были записаны В.Успенским, В.Беляевым, Юнусом Раджаби и опубликованы в виде отдельных сборников или же вошли в крупные сборники (Узбекские народные песни. 1-2 книги. Ташкент, 1939; Узбекская народная музыки, 1-4 тома, Ташкент, 1955-1958; Шашмаком, в 6 томах. Ташкент, 1966-1975; Узбекские макомы. Шашмаком. Ташкент, 2007). Макомные циклы и произведения осваивались изустным путем по методике «устоз-шогирд» (мастер-ученик), а также новой системой музыкального образования (в колледжах музыки и искусства, консерватории, в музыкальных школах).

Значительный вклад в сохранении и пропаганде Фергано-Ташкентских макомов внесли известные музыканты, певцы и бастакоры Узбекистана, среди них Ходжа Абдулазиз Абдурасулов, Мулла Туйчи Тошмухамедов, Садырхон Бабашарифов, Юнус Раджаби, Абдукадыр Исмаилов, Ахмаджон Умурзаков, Джурахон Султанов, Мамуржон Узаков, Расулкори Мамадалиев, Шожалил ва Шорахим Шоумаровы, Шокасым, Шоолим ва Шоакбар Шожалиловы, Орифхон Хотамов, Имомжон Икромов, Ориф Алимахсумов, Ортикходжа Имомходжаев, Халима Насырова, Саодат Кабулова, Таваккал Кадыров, Камолиддин Рахимов, Очилхон Отахонов, Тургун Алиматов, Муножот Юлчиева и др., которые своим искусством не только сохраняли и обогащали, но и занимались воспитанием молодых музыкантов и певцов. Фергано-Ташкентские макомы входят в программы Международных и Республиканских конкурсов молодых исполнителей макома и макомных ансамблей.

Spell check
Данный веб-сайт имеет систему проверки орфографии (Ctrl+Enter)