Yunus Rajabiy Berta Davydova Viktor Uspensky Mukarram Turghunboeva
01 / 04

Yunus Rajabiy

02 / 04

Berta Davydova

03 / 04

Viktor Uspensky

04 / 04

Mukarram Turghunboeva

Шашмаком

Область: Исполнительское искусство
Порядковый номер: 02.01.01

 

Шашмаком (от фарси – шесть макомов) - ведущий музыкально-циклический жанр музыкального наследия узбекского и таджикского народов; включающий в себя разнообразные по мелосу, форме, усулу (ритмоформуле) и исполнительству цикл сложных и совершенных инструментальных и вокальных произведений. Макомат – феномен духовной культуры народов Центральной Азии, его художественное и историческое значение выходит далеко за рамки своего региона, оказывая влияние на мировой музыкальный процесс.

Шашмаком сформировался в ХVIII веке на основе макомной системы 12 макомов (Дувоздах маком) и музыкальных традиций Бухары - древнейшего культурного центра Центральной Азии.

Шашмаком – цикл из шести макомов – Бузрук, Рост, Наво, Дугох, Сегох и Ирок; каждое из них подразделяется на два крупных раздела – инструментальный (Мушкилот) и вокальный (Наср), составляющих циклы из более 250 инструментальных и вокальных произведений. Шашмаком сформировался в городской среде и носителями традиций были ведущие музыканты и певцы; исполнение вокальных частей на узбекском и таджикском языках (поэтическими текстами служили стихи классиков восточной поэзии – Рудаки, Джами, Лутфи, Навои, Бабур, Хафиз, Физули, Амири, Нодира, Зебуннисо, Агахи и др. любовно-лирической, философской, дидактической, религиозной тематики: а также народная поэзия). Ведущим музыкальным инструментом был танбур. На основе настройки танбура и складывалась ладовая основа (строй мелодии) макомов. Инструментальный раздел каждого макома включал произведения – «Тасниф», «Тарджи», «Гардун», «Мухаммас» и «Сакил», исполняемых сольно или инструментальным ансамблем. При этом каждая часть отличалась своими напевами, характером мелодий, структурой и усулями ударного инструмента – доирой. Вокальные части наиболее сложные и совершенные по структуре, мелосу и форме; они подразделяются на два цикла – шуъбе: первая включает «Сарахбор», «Талкин», «Наср» и «Уфар», исполняемая ведущим певцом-хафизом (мелодии их более развитие, широко диапазонные, сложной формы). Между основными частями пелись «Тарона» вокальным ансамблем, как связующее звено (небольшие вокальные произведения со своими напевами, характером и формой). Вторая группа шуъбе включает пятичастные циклы «Могульча» и «Савт» (кроме макома «Ирок»). Наряду с основными частями в состав каждого макома включаются и дополнительные произведения - в инструметальный (нагма, пешрав, самои, хафиф) и в вокальный (уззол, ушшок, баёт, чоргох, насрулло, ораз, хусайни, наврузи сабо, хоро и аджам), создателями которых были бастакоры (творцы устной музыкальной традиции). Шашмаком сформировался, сохранялся, осваивался, передавался из поколения в поколение изустным путем по традиции «устоз-шогирд» (мастер-ученик).

В период ХVIII-начала ХХ веков Шашмаком был ведущим жанром придворной и городской музыкальной культуры (Бухара, Самарканд и др.). Традиции Шашмакома осваивались в начале ХХ века в "Бухарской восточной школе" (1920) и в Институте народной музыки и хореографии (Инмузхоруз) в Самарканде (1928). Впервые Шашмаком был записан русским композитором Виктором Успенским в 1923 году в Бухаре от известных мастеров – Ота Джалола Насырова, Ота Гияза Абдугани и издан в 1924 году под названием «Шесть музыкальных поэм. Шашмаком». В последующие годы Шашмаком был записан Б.Файзуллаевым, Ф.Шахобовым и Ш. Сахибовым (Шашмаком, в 5-ти томах. Москва, 1950-1961), Юнусом Раджаби (Бухарские макомы, Ташкент, 1959; Шашмаком, в 6-ти томах. Ташкент, 1966-1975; Узбекские макомы. Шашмаком. Ташкент: ЮНЕСКО, 2007), А.Бабахановым (Шашмаком. Берлин, 2010).

Shashmaqom medium 2

Начиная с ХХ века Шашмаком был записан, издан отдельными сборниками, научно изучался, осваивался новой системой музыкального образования, использовался в композиторском творчестве Узбекистана. В 1959 году по инициативе Юнуса Раджаби при Узбекистанском радио был создан первый профессиональный макомный ансамбль, ставший популяризатором макомного искусства и школой для воспитания молодых музыкантов и певцов, деятельность которого продолжается до сегодняшнего дня. В Узбекистане пропагандой Шашмакома занимаются профессиональные и самодеятельные макомные ансамбли. С 1975 года стали проводится конкурсы самодеятельных макомных ансамблей, а с 1983 года - конкурсы молодых исполнителей макома и макомных ансамблей. В последные годы стали традиционными Международные и Республиканские конкурсы молодых исполнителей макомного искусства (2014-2015). Традиции Шашмакома введены в учебный процесс консерватории, института искусства и культуры, педагогических университетов; колледжей искусств и академических лицеев, а также музыкальных школ. Носители традиций Шашмакома – Ота Джалол Насыров, Ота Гияз Абдугани, Леви Бабаханов, Домла Халим Ибадов, Юнус Раджаби, Фахриддин Садыков, Берта Давыдова, Тургун Алиматов, Муножот Юлчиева, Ульмас Расулов и др., а также макомный ансамбль им.Ю.Раджаби, макомный ансамбль Бухарской областной филармонии.

В целях охраны Шашмакома в Узбекистане проводятся научные исследования, издаются книги и сборники, аудио и видеодиски, выпускаются фильмы, радио и телепередачи, концерты «Вечера макомов» и «Назм ва Наво» (Поэзия и музыка), ведущие исполнители проводят «мастер-классы», научные конференции (Ташкент, 1975, 2014; Самарканд, 1978-1987, 2001-2007; Бухара, 2013; Берлин, 2011-2013). В 2003 году «Музыка Шашмакома» была признана ЮНЕСКО «Шедевром нематериального культурного наследия человечества», а в 2008 году внесена в Репрезентативный список НКН ЮНЕСКО (Узбекистан-Таджикистан).

Spell check
Данный веб-сайт имеет систему проверки орфографии (Ctrl+Enter)