Yunus Rajabiy Berta Davydova Viktor Uspensky Mukarram Turghunboeva
01 / 04

Yunus Rajabiy

02 / 04

Berta Davydova

03 / 04

Viktor Uspensky

04 / 04

Mukarram Turghunboeva

Дастаны

Область: Устные традиции и формы самовыражения
Порядковый номер: 01.03

 

Дастан – лирико-эпический жанр, эпическое произведение большого объема в устной и письменной литературе. Слово «дастан» используется в значении повесть, рассказ, приключение, описание и похвала. В качестве литературного термина это слово обозначает эпические произведения большого объема в устном народном творчестве и письменной литературе. Однако дастаны в письменной и устной литературе существенно отличаются друг от друга в средствах и методах изображения жизни.

Дастаны, являющиеся образцами устного творчества отличаются от дастанов, являющихся образцами письменной литературы, наличием вариантов (например, на сегодня записано около 50 вариантов дастана «Алпамыш», около ста дастанов из цикла «Гороглы»), всеобщностью, традиционностью. Дастаны, являющиеся самым высоким образцом нематериального культурного наследия, устно усваивается, устно исполняется и устным образом оставляется в наследство. Исполнители дастанов – бахши в нашей республике называются различными названиями (см.Народное сказительство - Бахшичилик).

Исторические основы дастанов, являясь очень древними. В них в обобщенных на основе народной фантазии образах находят свое отражение исторические события. Следовательно, господствует эпическое обобщение. Такое обобщение замешано на идеалах и чаяниях народа о социальной справедливости. Значит, дастану присуще эпичность, монументальность и в отношении композиционного и сюжетного построения охватывает сложные события и происшествия. Такие события и происшествия, имея по содержанию героический характер, объединяются вокруг богатыря в идеале народа. В такой индивидуальной личности, имеющей чрезвычайную силу, воплощены чаяния, возможности и стремления всего народа. Тематические, а также жанровые особенности народных дастанов определяют присущие ему стиль и форму, т.е. в поэтическому изложению крупно объемного и широкомасштабного дастана крепко связанного с мелодией и исполнением, присуще возвышенность, торжественность, традиционность, постоянная смена стихотворных и прозаических частей.

Дастаны выделяются широким охватом и большим объемом, поднимаемыми социальными, политическими и этическими проблемами, многоотраслевостью и остротой драматизма сюжета, многочисленностьюперсонажей. В центре таких произведений стоит судьба общества и народа, общество, народ и герой изображаются цельно, в качестве единого целого, между ними не бывает противоречий, но и описывается борьба этого народа, этого героя с внешними врагами, противоречие между добротой и злом. В них выдвигаются на первый план идеи патриотизма, геройства, гуманизма, любви, дружбы и преданности, трудолюбия.

В дастанах преобладает идеализация, гиперболическое описание, в них присутствует легенды, мифы, рассказы, девы, пери, Хизр, дракон, чудесные кони (Байчибар в «Алпамыше»), много магии.Среди узбекских народных дастанов цикличность присутствует в дастанах«Гороглы» и «Рустамхан», которые в свою очередь охватывают в себе множество вариантов.

Хотя дастаны изучаются, разделяясь исходя из своего содержание на такие виды, как героические («Алпамыш», «Гороглы»), джангнаме/сказания о битвах («Юсуф и Ахмад»), романические («Малика Айёр», «Далли», «Кунтугмуш»), исторические («Хуршидай», «Шайбанихан»), книжные («Фархад и Ширин»), среди них с точки зрения своих художественных особенностей, эпического объема, содержания, критериев, поставленных к устному творчеству особенно выделяются героические и романические дастаны.

Термин «героический» в узбекской фольклористике используется в двух значениях – в широком значении, в общем, по отношению к узбекскому эпосу, и в узком, по отношению к одному его виду. Героические дастаны в чистом виде дошли до нас на примере дастана «Алпамыш». В 1999 году было широко отпраздновано в мировом масштабе тысячелетие дастана «Алпамыш».

В романических дастанах возвышенные, любовные романтические мотивы изображаются в водовороте фантастических, сверхъестественных приключений героя.Состав романических дастанов чрезвычайно сложен. Подобно тому, как в героическихдастанах имеются романические элементы, так и в романических дастанах прочно заняли место героические элементы, особенности характерные для джангнаме.

Традиции воспевать народные дастаны продолжают жить до сих пор. От бахши живущих и занимающихся творчеством в Сурхандарьинской, Кашкадарьинской, Самаркандской и Хорезмских областях Узбекистана и сегодня записывается много образцов дастанов.

Spell check
Данный веб-сайт имеет систему проверки орфографии (Ctrl+Enter)