Легенды и предания
Область: Устные традиции и формы самовыражения
Порядковый номер: 01.01
Легенда – устный рассказ, передающийся из поколения в поколение, смешанный с волшебством, колдовством и грезами, один из образцов нематериального культурного наследия. Легенда, являясь одним из самых древних жанров устного народного творчества узбеков, повествует о событиях и происшествиях, в которых воплощаются представления, направленные на понимание и восприятие реалий, на основе художественного сюжета. По этой причине, в легенде дается краткое сведение, известие об общественной жизни, мировоззрении людей, традициях и обычаях, исторических событиях.
Сведения о легендах выражены произведении известного языковеда Махмуда Кашгари «Дивану лугатит тюрк» посредством слова «сав», которое определяется, как повествование, рассказ.
Так как в тексте легенды нет традиционности, построение событий в ней также не сложно. По этой причине в связи с мастерством рассказчика события постоянно изменяются.Сюжеты легенд состоят из мифологических событий, чудесных происшествий, связанных с географическими названиями. Характерной чертой является то, что почти все сюжеты легенды состоят из одного или двух эпизодов. Сюжетные события в большинстве случаев начинаются с завязки. Такие же эпические завязки неожиданно вводят слушателей во внутрь событий.
В легендах не встречаются традиционные начало и концовка, подобно сказкам. Это объясняется отсутствием профессиональных исполнителей, занимающихся рассказом только легенд. Исходящий из этого вывод заключается в том, легенда считается жанром, исполняемым широкими массами – лицо, знающее ее, исполняет ее в желаемой им форме.
Тематика легенд разнообразная. Тематику легенд составляют чудесные деяния покровителей неба, земли и воды, постоянные столкновения между духами добра и зла, появление человека на земле, причины появления признаков, относящихся к предметам или событиям, удивительные и чудесные события, связанные с табу.
Легенды своим сверхъестественным описанием событий и происшествий похожи на сказки, однако отличается от них отсутствием устойчивой формы и краткостью. Значит, в легендах нет устойчивого сюжета и композиции. Эта особенность связана с их массовой формой исполнения, а также исполнения ими задачи дать информацию.
Действительно, во многих эпизодах легенды встречаются трактовки, связанные с зороастризмом. Такие мифологические легенды, как «Каюмарс», «Адами Ад», «Эр Хубби», «Анбарана», «Хазрати Хызр» появились на основе таких религиозных представлений, как первобытное мировоззрение, почитание в качестве священных той или иной вещи, кажущейся таинственной, верования в них.
В идейно-тематическом отношении легенды условно подразделяются намифологические и налегенды, созданные на основе исторических событий.В свою очередь, легенды в этой группе также можно разделить на более мелкие группы.
Среди узбекских народных легенд большое место занимают легенды об исторических событиях и происшествиях. К таким легендам можно отнести такие легенды, как «Девкала», «Ширин кыз», «Кальтаминар», «Иланбузган», которые воспевают несравнимую красоту и силу человечества.
Такие легенды, как «Барактам», «Шахсанам и Гариб», «Хазарасп», «Искандари Афрасиаб», связаны с историческими местами и именами исторических личностей. В них события повествуются в фантастическом направлении. Легенды такого типа, чаще имеют отношение с определенным событием, племенем или родом, географическими местами – крепостями, мавзолеями, укреплениями, дворцами, минаретами, реками, морями, городами; повествуют о причинах их возникновения и разрушения, появления того или иного названия. В этом отношении,0 является характерной легенда «Хазарасп».
В различные годы было записано множество образцов из узбекских народных легенд, которые хранятся в фольклорном архиве.
Предание – повествование, рассказываемое устно. По происхождению и историческим основам является одним из образцов очень древнего фольклора, нематериального культурного наследия. Произведение краткое по объему, не имеющее традиционной формы, описывающее при помощи художественного вымысла имевшее место в прошлом историческое происшествие или прошлое событие.
Предания не имеют подобно сказкам или эпосам/дастанам категоричной, традиционной формы и стиля. Исходя из этого, предания мог рассказывать не специальный исполнитель, а любой желающий человек. Обычно, предания, начавшись с повествования простого рассказчика, в процессе перехода из уст в уста трактовались свободно, и именно этот фактор обеспечивает одну из основных присущих устному творчеству особенностей, как вариантность.
В легендах и преданиях историческая действительность находится в одеянии фантастики. Они по своей форме стоят близко к волшебным сказкам. Хотя предание имеет сходство с легендой, они имеют взаимную разницу. В преданиях в отличие от легенд преобладает историчность. Напротив, легенды в отличие от преданий богаты фантастическими красками и религиозными элементами. Предание о Томарис и Шираке могут быть примером этого.
Предания очень разнообразны в идеологическом и тематическом масштабе. Предания, как правило, имея сжатый сюжет, состоит из реалий, состоящих из двух-трех эпизодов, и не имеет категоричной композиции. Поэтому сюжетные события в большинствекажутся как бы незаконченными, имеющими продолжение и слушателю кажется отрывком, вырванным из большого произведения.
В преданиях рассказывается о событиях, связанных с историческими событиями и личностями, жизни людей, возникновении или исчезновении географических мест– гор, морей, озер, степей, пустынь, городов, селений, крепостей, дворцов и т.п.Вместе с тем, предания выполняют функцию повествования о том или ином событии и его подтверждения. В преданиях возвеличиваются национальные и общечеловеческие ценности, такие понятия, как гуманизм, благодеяние и доброта противопоставляются таким порокам, как жестокость, злодеяние и зло.
Предания по своей тематике подразделяются на исторические и топонимические.
Исторические предания, отражая события, связанные с деятельностью какой-либо личностями или народными героями, агитируют нормы идеала этики и воспитанности. Предание о таких исторических личностях, как Томарис, Ширак, Алишер Навои, Улугбек, Ибн Сино и Бируни, относятся к этому числу.
Можно сказать, что исторические предания появились на основе воспоминаний той или иной личности или же очевидцев событий. Этот фактор определяет своеобразие этого жанра предания. В некоторых же исторических преданиях может ничего не остаться от фактических событий и лишь сохраниться имя личности. Иногда же, об исторических личностях повествуется лишь в шаблоне бродячего сюжета. Несмотря на это, участие исторической личности, наличие в сюжете художественного вымысла, позволяет называть такие произведения историческими преданиями.
В топонимических преданиях рассказывается о названиях городов, селений, крепостей, дворцов и мавзолеев, а также причинах, связанных с их появлением.В конце топонимических преданий, как правило, констатируется цель от этого рассказа и объясняется определенный факт (например, «мавзолей Торабек ханым», «Андаджанкылды», «Адинаджаным», «Конгырат» и др.).
Предания, являясь образцом устного творчества, дошли до нас, в основном, в устной и частично в письменной форме. Древние образцы преданий приведены в "Истории" Геродота, «Бадаеъ ал-вакаеъ» Васифи, «Макарим ал-ахлак» Хандамира и других произведениях. В Узбекистане записано много преданий, и они служат важным источником в изучении истории народа, а также его культурно-эстетических воззрений. Записанные многочисленные образцы узбекских народных преданий сегодня хранятся в фольклорном архиве.