Аския (искусство острословия)
Аския (от арабского "азкия", букв. остроумный, находчивый) – самобытный жанр народно-зрелищного искусства и устного народного творчества, который сформировался и получил распространение в Ферганской долине и Ташкентской области. Совершенствуясь, достиг уровня искусства. И именно население этих регионов активно принимало участие в представлениях аския.
Аския – это демонстрация мыслей, находчивости и красноречия, в представлениях которых участвуют от двух и более людей в форме диалога или состязательности в находчивости речи, остроумия, богатства языка и лексики, художественно-эстетического вкуса. Для того, чтобы в процессе аския не задевать личность, исполнитель – аскиячи или аскиябоз должен осторожно и умело использовать каждое слово и словосочетание. Согласно письменным источникам, аския была широко распространена в ХV-ХVII веках. Поэт и ученый Зайниддин Васифи (ХVI век) писал, что аския особенно широко развита в Герате и среди десятков талантливых носителей традиций аския отдельно отмечает Мавлана Абдулвасеъ Мунши. Об аския дают сведения Алишер Навои, Захириддин Мухаммад Бабур, Хондамир.
Аския есть игра слов и состязание разумов, требующая большого жизненного опыта, навыков и творчества, такт, ум, чуткость в восприятии уместных ответов, достойного поведения. Искусством аския должны заниматься только те, кто в совершенстве владеет своеобразием узбекского языка, имеющие смелость посредством шуток затрагивать недостатки в современной жизни, умеющие быстро рассуждать, при общении не затрагивать честь и достоинство соперника.
Сюжетом аския является пайров (тематика), оно считается отдельным художественным произведением и это последовательное высказывание мыслей, состязание в придумывании экспромтом острот. И определенная тема в аския раскрывается от начала до конца, при этом участники не выходят за рамки этой темы. Кроме традиционных пайров, как "Ўхшатдим", "Бўласизми", "Гулмисиз, райҳонмисиз", "Бедана", "Хавсана", "Қофия", "Билганлар, билмаганлар", "Лақаб", также используются и современные, как "Пахта", "Оила", "Кино", "Дорбозлик", "Ашула", "Футбол" и др.
Начиная со второй половины ХХ века аския достигла уровня сценического искусства и в этом заслуга известных мастеров слова Дехкана юзбоши Шерназарова, Яшаркула Останакулова, Юсуф кизика Шакарджанова, Ижрокомбува, Гайиб ота Ташматова, Турсунбува Аминова, Абдулхая Маъсум Козокова и др. В свое время среди исполнителей аския были известные певцы катта ашула и макома, актёры и бастакоры, которые одновременно были известными и талантливым аскиячи – среди них Эрка кори Каримов, Мамадбува Сатторов, Джурахон Султанов, Расулкори Мамадалиев, Ганижон Ташматов, Шокасим, Шоалим ва Шоакбар Шоджалиловы, Зайнобиддин ва Мадаминжон Юсуповы, Соиб Ходжаев, Абулкасим Туйчиев.
Сохранением и пропагандой аския занимаются коллективы и группы острословов, как Кокандский клуб любителей аския (руководители Джурахон Пулатов и Акрамжон Акбаров), группы аския в Маргелане (Мамасидик Ширяев), Андижанской области города Хонабод (Мухиддин Султанов), города Асака (Джумавой Хуррамов), города Карасу (Кахрамон Абдувахидов). Аския практически мужской жанр, ныне участвуют и женщины. В этом жанре особенно важны выбор темы, умение последовательно и логически выстраивать и завершить мысль, импровизация, привлечение внимания слушателей. При этом в аския необходимы и определеные средства мимики и пластики. Отсюда аския – это результат таланта применения нужных слов в сочетании с оперативностью ответа в процессе диалога.
Аския – это духовная сокровищница, отображающая мышление, мировоззрение узбекского народа, социальные отношения между людьми. Аския – это узбекский юмор, неразрывно связанный с социальными традициями; жанр, в котором проявляются жизненные наблюдения. Она имеет важное значение как отображение языково-культурологических сведений о народе.
Охрана и пропаганда искусства аския предпалагает проведения конкурсов и фестивалей исполнителей данного жанра, телепередачи, выпуск фильмов, проведения "Вечеров аския" (Ташкент, Маргелан, Хонабод), издания книг и сборников, осуществления научных исследований. Традиции аския осваиваются как традиционным изустным методом "мастер-ученик", так и введением в учебный процесс актерских факультетов Института искусств и культуры Узбекистана.
Искусство аския внесено в Репрезентативный список ЮНЕСКО "Нематериальное культурное наследие человечества" (2014).