Yunus Rajabiy Berta Davydova Viktor Uspensky Mukarram Turghunboeva
01 / 04

Yunus Rajabiy

02 / 04

Berta Davydova

03 / 04

Viktor Uspensky

04 / 04

Mukarram Turghunboeva

Суннат или хатна (обряд обрезания)

Область: Обычаи, обряды, празднества
Порядковый номер: 03.01.02

 

Одним из сохранившихся у узбекского народа с древности обрядов было празднество по поводу обрезания - ўғил тўйи. В различных регионах Узбекистана оно известно под такими названиями, как "суннат тўйи", "чукрон", "хатна тўйи", "қўлини ҳалоллаш (поклаш)".

Этот обряд также связан с далеким историческим прошлом и связан с традицией празднования обряда инициации – специального обряда перехода мальчиков из одного этапа возраста в другой, возникшего на ранних этапах истории человечества. Этот обряд превратился в обычай у евреев и в странах, где получило распространение религия ислам. Проведение у мусульман празднества по случаю обрезания является «выполнением сунны ислама». В Узбекистане этот обряд также имеет древнюю основу.

Этот обряд проводился у мальчиков 3-5-10 лет, в некоторых случаях до 11-12 лет, с участием родственников, соседей и общины. Традиционно, в процессе подготовки к суннат тўй проводился ряд обрядов (шитье одеял, покрой и шитье свадебной одежды), которые поручались многодетным женщинам махалли пожилого и среднего возраста. В период до свадебного торжества проводились такие обряды, как тандир қурди, сўқим сўйди, маслаҳат оши. После этих обрядов проводился обряд чтения Корана (ҳатми қуръон), на которое приглашались старики кишлака (махалли), имам и родственники. В доме, где будет проводиться суннат тўй, накрывается специальный стол, приготавливается плов, в конце обряда читаются аяты Корана, и совершается молитва. После этого начинаются большие свадебные торжества.

На празднестве по случаю обрезанию виновнику торжества в кругу родственников и аксакалов односельчан, надевают новый полный комплект одежды. Затем поздравляют мальчика и осыпают его деньгами, сладостями.

Самым большим обрядом на празднестве считается раздача плова народу. До 80-х ХХ века гости, прибывшие на плов, рассаживались на коврах и паласах, расстеленных на земле, супах и деревянных кроватях. Сейчас же этот обряд проводится в специальных местах (ресторан, кафе). На стол ставились хлеб, сладости, фрукты. Традиционно, после того, как прибывшим гостям давали чай, раздавали специально приготовленный для обряда плов. Сейчас во многих территориях Узбекистана обыкновением стало раздача плова рано утром. В прежние времена в конце обряда раздачи плова вечером посреди двора разжигался большой костер, вокруг которого проводили большой кураш, перетягивание канатов и другие национальные игры. В гостиных комнатах (женщины внутри) проводился пир, чтение стихов, бахши исполняли отрывки из дастанов. На следующий день после празднества проводились копкари (козлодрание) и другие состязания на которых вручались призы победителям. В частности, организовывались такие детские игры, как "олтин қовоқ" в Хорезме, "қулоқ чўзди" в Ферганской долине, "маст бола" в Ташкентде и др.

В конце суннат тўй мастер-парикмахер совершал обрезание мальчику, в честь которого было устроено торжества. Сейчас это осуществляется со стороны врачей-хирургов. В прежние времена, мастер зажимал кончик члена мальчика специальной деревянной прищепкой – ғаров, а затем бритвой отрезал ту его часть, которую следовало отрезать. Во время обрезания с пожеланием мальчику долгих лет жизни, полного изобилия давали укусить лепешку. Проведение этого обряда служило, дабы отвлечь ребенка во время боли. После проведения обрезания мастером для мальчика начиналась чилля обрезания (хатна чилласи), во время которой действовали те же ограничения, что и при посещении новорожденных и молодоженов. В период после обрезания ребенка не выпускали ночью за пределы дома, рядом с ним постоянно должен был находиться кто-нибудь. Процесс обрезания в большинстве случаев проводился в узком кругу при участии родственников и соседей. После того, как по прошествии 2-3 дней мальчик, которому сделали обрезание, встает с места, при участии женщин из числа родственников и соседей совершался обряд складывания постели (жой йиғиш).

Spell check
Данный веб-сайт имеет систему проверки орфографии (Ctrl+Enter)