Бешик туй (праздник колыбели)
Область: Обычаи, обряды, празднества
Порядковый номер: 03.01.01
Бешик той (празднество по случаю первой укладки ребенка в бешик) считается одним из широко распространенных в Узбекистане древних семейных обрядов в Узбекистане. Этот обряд проводится в основном при участии родственников, соседей на седьмой, девятый, одиннадцатый день после рождения ребенка или в любой другой день при взаимном согласии родителей молодоженов. Отличием бешик тоя от других семейных обрядов заключается в том, что в нем не участвуют мужчины, а принимают участие лишь женщины.
Как правило, бешик той проводится для первенца, и он проходит торжественно. Если бешик той в Узбекистане, в общем, именуется "Бешик тўйи", но в некоторых регионах для его обозначения используются местные названия. Например, в Бухаре назвают "Говора бандон" – "Завязывать в бешик", в Хорезме – "Бувак йиғилиш".
Согласно традиции, бабушка новорожденного со стороны матери до проведения бешик тоя покупает бешик и украшает его, а также подготавливает все необходимое для младенца. После этого, за день до проведения бешик тоя в дом теща отправляла в дом зятя завернутые в красиво украшенную скатерть лепешки, патыр и сладости, вместе с игрушками (если девочка, то куклу).Погруженные на телегу (сейчас на машину) бешик, подарки и угощения, завернутые в скатерть, выставляя на показ, везли по улице в сопровождении карнаев-сурнаеви бубнов. Во многих местах (в частности, в Ташкенте) для младенца (если это был мальчик) наряжали жеребенка. Для родителей, дедушки и бабушки младенца готовили комплекты одежды (сарпа).
В день проведения бешик тоя, встретив родственников младенца со стороны матери, сыпали на их лицо муку в качестве символа их чистых намерений, пожелания ребенку счастья. Гости приглашались в комнату, где был накрыт стол. В это время в другой комнате, исполняя другие обычаи, проводился обряд укладывания младенца в бешик.
Бешик той проводился с утра до вечера под звуками карнаев и сурнаев. Сейчас же он проводится в доме зятя или невесты в определенное время дня. Согласно традиции самые близкие родственницы зятя прибывают, говоря присущие себе приговорки. В свою очередь женщина, принимающая гостей или одна из пожилых женщин, исполняя колыбельную, вносит специально украшенный бешик. После того, как колыбельная заканчивается, отец зятя "покупает" бешик за деньги. Затем прибывшие гости женщины приглашаются в дом, которых усаживают за специально накрытый стол. За столом совершают молитвы о благополучии ребенка. В некоторых местах на празднестве готовится специальная лапша, длинно нарезанного теста. В нем находит свое отражение пожелание ребенку длинной жизни, подобной лапше. После пиршества проходят веселья и танцы, и близкие родственники родителей младенца дарят ему различные подарки. В свою очередь, родители зятя также раздают подарки гостям, которые специально приготавливались для них.
В Хорезме для бешик тоя приглашались специальные женщины исполнительницы хальфа. Они исполняли для собравшихся отрывки из узбекских народных эпосов, а также рассказывали различные рассказы и предания. Хальфа в основном участвовали в "бешик тоях" первого ребенка.
В прежние времена на обряде бешик тоя подавалось специальное приготовленное из джугары блюдо, потому что, джугара считалась у узбеков символом плодовитости. Сейчас же на обряде приготавливают различные сладости и специальный плов.
В конце обряда бешик той слева от молодой матери ставили бешик, мать кормила грудью ребенка и пела ему колыбельную, которую она знает. Согласно воззрениям узбеков для ребенка важны две вещи, если одна из них является молоком матери, то вторая это колыбельная матери. По этой причине девочки уже с раннего возраста учились петь колыбельную.
После исполнения всех обрядов, связанных с бешик тоем, провожают гостей. С этим заканчивается обряд.