ЗРЕЛИЩНОЕ ИСКУССТВО
Область: Исполнительское искусство
Порядковый номер: 02.06
В традиционной культуре Узбекистана значительное место занимают представления народно-зрелищного искусства, вот уже не один век занимающее заметное место в культурной и эстетической жизни узбекского народа. Данное искусство – древнейшая разновидность народного театра. Истоки его – в народных зрелищах эпохи общинно-родового строя. Оно бытовало и бытует поныне в народных традиционных формах, воплощая и отображая в основном сюжеты из народной жизни.
Для этого искусства издавно закреплено слово «уйин» (букв. – игра, танец). Буквально все разновидности народно-профессионального зрелищного искусства: представления масхарабозов, кизикчи (актёров, клоунов), раккосов (танцоров), дорбозов (канатоходцев), найрангбозов (иллюзионистов), муаллакчи (акробатов), чавандозов (конные игры), ёгоч оёк (ходулеходцев, айик, эчки, илон, маймун уйнатиш (дрессировщиков медведей, коз, обезьян и змей), аскиябозов (острословов), кугирчокбозов (кукольников или кукольная игра) называли одним словом – «уйин», а исполнителей – «уйинчи» (исполняющий игру). Уйин, таким образом, - зрелище, яркое исполнительское искусство истинно народных талантов. Оно как бы объединяет все народно-зрелищные искусства, в основу которых положены площадность, виртуозное мастерство, зрелищность при большой аудитории. Народно-зрелищное искусство органически входило в традиционную художественную программу народных празднеств и гуляний, проводимых на больших площадях (регистан и сайилгох) городов и кишлаков Узбекистана, а также семейных обрядов и торжеств. Все они имели свою специфику и свои художественные особенности из неповторимых ярких красок народного искусства.