Культурное пространство Байсуна
Культурное пространство Байсуна в числе первых 19 номинантов – объектами культуры мирового сообщества, было признано ЮНЕСКО «Шедевром устного и нематериального культурного наследия человечества» (2001), а в 2008 году оно было внесено в Репрезентативный список ЮНЕСКО «Нематериального культурного наследия человечества». Все это дало стимул к процессу всестороннего изучения, фиксации и сохранения народной культуры Байсуна и его художественных традиций.
Культурное пространство Байсуна – это результат человеческого творческого духа, которая развивалась, совершенствовалась и приобретало новые формы в историческом измерении. Традиционное искусство и фольклор Байсуна, формируясь на протяжении веков на почве автохтонных традиций, испытывали разнообразные влияния, обусловленные своеобразием исторического развития.
Байсун, как уникальный объект историко-культурного наследия Узбекистана, выделился с середины ХХ века как территория принципиальных археологических памятников. К наиболее уникальным из них относятся стоянка неандертальцев в пещере Тешик-Таш у селения Мачай, пограничная Кушанская стена и ущелье Железные ворота у Дербента, греко-македонская крепость Курганзол, кушанская крепость Паёнкурган. Рядом в горах Кугитанга в Зараутсае находятся 200 наскальных рисунков «магической охоты» на быков, а в окрестностях кишлаков Гумматак и Кургача были найдены следы динозавров. Кишлак Пулхоким, где сохраняется старинное сооружение «земляной мост»; а рядом с кишлаком Дехиболо (Дийболо) чудо горной инженерии – дорога-лесница на обрывом «Шоти», которому 200 лет; ущелье фантастической красоты «Сурхи» с родником «Султон» в кишлаке Курганча или Омонхона со своим уникальным и целебным источником, вода которого излечивает от многих заболеваний и здесь же находится могила святого Ходжа Султана Вали и т.д. Такое разнообразие и богатство синтетической традиционной культуры Байсуна связано с его стратегическим расположением на узловом перекрестке торгово-караванных трасс Великого Шелкового пути.
Материальная и нематериальная культура Байсуна отражает в себе все различные элементы исторического развития культуры и искусства народов Центральной Азии, Афганистана, Ирана и, в определенной мере, Индии. Традиционная культура Байсуна сохранила оседлые и кочевые фольклорные, обрядовые, ремесленнические традиции тюркских и восточно-иранских народов, где сочетаются народный ислам и древние суеверия. Географическое положение Байсуна позволило сохранить многие богатые традиции народной культуры – традиционный уклад жизни, самобытные традиции народного творчества, проявляющиеся в фольклорной музыке и устном поэтическом творчестве; в своеобразии эпоса, в народных промыслах и национальной одежде, в устойчивости древнейших обрядов и в народных играх. И это связано со своеобразной хозяйственно-культурной средой обитания многочисленных этнических групп – тюрки, кунграды, катаганы, чагатаи, карлуки, дурмены, хардури, таджики, узбеки, барласы и т.д.
С наименованиями кишлаков связаны многие легенды и сказки, сохранились также традиции и обряды при проведении семейных торжеств, как свадьба (Никох той или Угил той с разнообразием зрелищ, народных игр и состязаний – копкара, кураш, шавлок, пиёда улок, кавзо с ритуальными танцами и др.). А обряды «вызывания дождя» (Сус хотин или Сузил хотин) или врачевания «Жахр» говорят об их доисламском генезисе. Художественное ремесло и народные промыслы занимают значительное место в традиционной культуре Байсуна. Наиболее распространенными видами являются вышивка (от тюбетеек до крупных сюзане), ковроделие (гаджари, такир, окэнли, терме, кохма, джульхирс и др.), кошмоваляние, текстиль (традиционные ткани – алача и джанду), резьба и изделия по дереву, изготовление музыкальных инструментов (домбра, дутар, чанг-кобуз, дудочки-наи из глины, дерева, камыша, кости), керамика (возрождение), кожевенный промысел.
Музыкальное творчество Байсуна образует две большие группы прикладных (колыбельные, обрядовые, трудовые песни и мелодии) и неприкладных (лирические и бытовые песни и мелодии, жанры терма, кошук, лапар и ашула) жанров, представляющих наследие узбеков и таджиков. Это колыбельные – Алла, обрядово-календарные – Муборакбод, Йил боши, Сумалак, Бойчечак, Суст хотин, Чой момо, Рамазон; обрядово-свадебные – Ёр-ёр, Келин салом, Мочаи, Арус барон; обрядово-похоронно-поминальные – Йиги, Гуянда, Садр, культово-ритуальные – Жахр; трудовые – Майда, Обло барака, Шохмойилар, Куш хайдаш, Хуш-хуш, Турам, Урмак, Ёргучок. Народно-эпические сказания дастаны с речитативно-гортанной манерой пения в сопровождении домбры представлено шерабадско-байсунской исполнительской школой бахши-шоиров, носителем традиций которой был Шерна бахши, ныне его ученики – Шоберди Болтаев (кишлак Мунчок) и Абдуназар Поёнов (кишлак Хонком), Народные бахши Узбекистана (они выступают во многих зарубежных странах). Носители народного эпоса подразделяются на бахши-шоиры (сказители дастанов) и бахши-термачи (исполнители терма – песен).
Большинство образцов музыкального творчества связаны с народными обрядами с их многообразием обычаев, церемоний, ритуалов и традиций, которые до сего времени сохранились в Байсуне – календарные (вызывания дождя-Суст хотин, ветра-Мирхайдар, снега-Кор келди, первого цветка-Бойчечак, первой борозды-Куш хайдаш, остановить ветер-Чой момо); семейно-бытовые (той-свадьба – Бешик, Суннат или Угил, Мучал и Никох той; похоронно-поминальные-Садр); культово-ритуальные – врачевания-Жахр или Куч, алас, кушнос, чакмок, мушкулкушод; а также общенародные праздники –Навруз (приход весны), Мехрган (сбор урожая), Дарвишона (посева), которые не только сохранились в памяти народа, но и бытуют ещё в духовной жизни населения Байсуна. Носителями традиций фольклорного искусства Байсуна являются сами жители края – народные исполнители, "Народный" фольклорный ансамбль "Бойсун", детский фольклорный ансамбль "Куралай", а художественное ремесло и народные промысли мастерами-ремесленниками.
В целях охраны, сохранения и популяризации было проведен целевые научные экспедиции (2002-2005) при поддержке ЮНЕСКО и Трастового фонда правительства Японии по изучению феномена Байсуна. Главное внимание уделено историко-этнографическим особенностям Байсуна, его аутентичным обрядовым традициям, искусству народного ремесла, устному народному творчеству и музыкальной культуре, народным играм и эпическим сказаниям. Изданы – две монографии «Байсун» (Атлас художественных ремесел и Традиционная музыкальная культура, 2006, на английском и русском язқках), сборник "История и традиционная культура Байсуна" (2005), сборники материалов научных конференций, альбом первого фестиваля «Бойсун бахори», аудио диски «Традиционная музыка Байсуна», видео фильм по материалам экспедиций и мультимедиа «Байсун», при фольклорном ансамбле «Бойсун» функционировала Академия фольклора для детей. Самые значительные – это проведение Открытого фольклорного фестиваля «Бойсун бахори» и в его рамках Международная научная конференция (2002-2006). При поддержке ЮНЕСКО построен и функционирует Центр народного творчества с музеем «Прикладное искусство Байсуна» с мастерскими народных ремесленников, функционирует школа «Устоз-шогирд» (мастер-ученик) по вышивке и ковроделию. В рамках фестиваля проведены ярмарки народных промыслов, показ традиционной и современной моды, демонстрация фольклорных спектаклей Академического национального театра и Сурхандарьинского областного театра, проведена реконструкция мастерской мастера-керамиста Иззатулла Эшонкулова с целью возрождения байсунской керамики.
Весь собранный материал лег в основу государственного инвентаря «Культурное пространство Байсуна», включающаяся описание более 20 объектов НКН Байсуна. Строительство железной дороги «Кумкурган-Байсун-Гузар» оживил приезд иностранных туристов в этот уникальный историко-этнокультурный край.